В западной цивилизации, начиная со времен Ренессанса, искусство всегда отделяли от декоративного творчества. Живопись и скульптура ценились гораздо выше, чем, например, предметы быта – мебель и керамика. В Японии же подобного разделения не существовало. «Искусство» - для японского языка слово иностранное, вошедшее в употребление в конце девятнадцатого века. До этого слова «ремесло» и «мастерство» применялись к живописи и скульптуре в той же мере, что и к декоративному искусству.
Это представление о том, что все искусства представляют собой части одного целого, является существенным для понимания японской культуры. В творчестве Широ Курамата (Shiro Kuramata), величайшего и успешнейшего дизайнера мебели и интерьеров современной Японии, это понятие о единстве искусств было решающим.
Широ Курамата родился в Токио в 1934 году. Там же в 1953 году получил диплом об окончании школы искусств, а в 1956 – диплом об окончании школы дизайна Кувасавы. В родном городе в 1965 году Широ Курамата открыл и свою студию.
Революционный подход Курамата к дизайну мебели и интерьеров отражает необыкновенный динамизм и расцвет творчества в послевоенной Японии с характерными для этого времени техническим прогрессом и бурным ростом экономики. Среди его коллег и современников были архитекторы Тадао Андо (Tadao Ando), Арата Исозаки (Arata Isozaki)и Яошио Танигучи (Yoshio Taniguchi), художники-графики Икко Танака (Ikko Tanaka) и Таданори Яокко (Tadanori Yokoo), дизайнеры одежды Реи Кавакубо(Rei Kawakubo), Иссей Мияке (Issey Miyake) и Яохи Ямамото (Yohji Yamamoto).
В своем творчестве Курамата соединил западный модернизм, сюрреалистические элементы и восточную философию. В мебели, которую создавал дизайнер, сочетается японский минимализм и западное чувство иронии. В 70-80-х Курамата, используя новые материалы и технологии, становится революционером в формообразовании. Он соединяет такие материалы как акрил, стекло, алюминий и сталь, чтобы создавать предметы, которые вырываются из серьезности в царство фантазий. В числе первых экстравагантных предметов мебели, принесших дизайнеру мировое признание, был комод Drawers in a Irregular Form (1970), форму которого дизайнер со свойственным ему чувством юмора выводит за рамки прямоугольника. Из-за инновационной формы комода, воспроизведение которой вызывало технические трудности, компания Cappellini взялась за его массовое производство лишь спустя 18 лет.
Курамата всегда стремился выйти за пределы материального мира, пытаясь сделать вещи невидимыми. Он неоднократно возвращался к созданию объектов, находящихся на грани материальности, где «материал становится светом, а вес становится воздухом» (Этторе Соттсасс). Вершиной этих поисков является его Стеклянный стул (Glass Chair), созданный в 1976 году. Своей нематериальностью и строгой геометрической формой Стеклянный стул более, чем какое-либо другое творение Курамата, отдает дань уважения творчеству Пита Мондриана, датского художника и члена группы «Де стиль» и модернистским поискам дематериализации. Дизайн стула поражает своей безупречностью. Он перешагнул границы видимого мира и существует где-то между бытием и небытием. Несмотря на то, что стул вполне функционален, он кажется слишком хрупким, слишком сверхъестественным и трансцендентным, чтобы нести земное человеческое тело.
С 1980-х годов Широ Курамата становится международно известным дизайнером.
Создавая мебельный дизайн для «Мемфиса» (начало 80-х), а затем работая для таких компаний, как Vitra, Cappellini, XO, Kokuyo Co, Курамата продолжал свои эксперименты с прозрачностью и легкостью, переводя обыденные предметы в разряд поэтических объектов.
«Как высока луна» (How high the Moon) - кресло с таким поэтичным названием сделано из металлической сетки. Сетку Курамата использовал не только в мебели, но и при оформлении интерьеров, делая из нее колонны, перегородки, навесы. Никелированный металл, из которого выполнено кресло, мерцает, напоминая о бледном свете луны. При этом крупные, вполне традиционные пропорции, эластичность сетки гарантируют комфортность мебели. Как и многие другие произведения Курамата, кресло How high the Moon имеет перекличку с западной культурой, нося название одной из знаменитых джазовых тем Дюка Эллингтона.
How high the Moon
Созданный в 1988 году, стул «Мисс Бланш» (Miss Blanche) открывает новую эпоху в дизайне Курамата – эпоху открытия эстетического потенциала акрила, его сочетания с другими материалами, такими как алюминий и, в случае с «Мисс Бланш», пластиком, из которого сделаны розы. Стул был назван в честь героини пьесы Тенниси Уильямса «A Streetcar Named Desir» Blanche Dubois, и также как и она, стул украшен красными розами. В дизайне этого стула во всей полноте воплотилось поэтическая природа творчества Курамата. Красные цветы любви, погруженные в акрил, являются прообразом вечности, постоянно текущей и постоянно напоминающей о прошедших временах и, в то же время, о постоянстве времени.
Помимо дизайна мебели Курамата проектировал интерьеры. Его студия разаработала дизайн более, чем 300 баров и ресторанов. Он спроектировал интерьеры магазинов для Seibu, Espirit, трех магазинов для Issey Miyake в Токио, Париже и Нью-Йорке.
Мебель и интерьеры Широ Курамата повлияли на целое поколение дизайнеров всего мира. «Поэт креативной пустоты» - Курамата, ломая все традиционные представления, трансформировал обычные материалы в мерцающие видения, создавая свой мир, полный фантазии и поэтики.