Уже больше месяца в ГМИИ имени А.С.Пушкина проходит выставка «Норман Фостер. Пространство и время», которая знакомит с творчеством выдающегося английского архитектора и дизайнера.
В России архитектурные выставки, посвященные творчеству отдельных архитекторов, проходят крайне редко, а крупнейшая ретроспектива знакового архитектора современности, к тому же находящегося на пике своей славы – явление просто уникальное.
Здесь представлены макеты, фотографии, видеодокументы, оригинальные рисунки мастера, демонстрирующие лучшее из того, что сделал Норман Фостер:
стадион Wembley в Лондоне, крупнейший аэропорт мира в Пекине, реконструированный Рейхстаг в Берлине, обновленный двор Британского музея, здание Commerzbank во Франкфурте, многогранная башня Hearst Headquaters в Нью-Йорке (офисное здание с садами и водопадами, возведенное над зданием 1920-х годов - памятником архитектуры арт-деко), инженерно-архитектурные шедевры - мост Millenium Bridge в Лондоне и виадук Millau Viaduct в Мило (Франция) и др.
Представлены на выставке и два проекта, которые Норман Фостер собирается реализовать в России – проект реконструкции Новой Голландии в Петербурге и башня «Россия» в московском Сити.
Хотя относительно строительства в Москве башни «Россия» идут оживленные споры (есть мнение, что башня такой высоты - более 600 метров – нанесет урон архитектурному облику Москвы), с архитектурной точки зрения башня в Сити – одно из самых интересных произведений Фостера – мастера по строительству высотных зданий, среди которых и знаменитая башня Swiss Re в Лондоне, и еще не построенная Millennium Tower (Япония), которая станет самым высоким зданием в мире.
Московская башня трилистником сужается кверху и завершается смотровой площадкой. В здании предусмотрены апартаменты, конференц-залы, рестораны, офисы, и даже ледяной каток в основании здания.
Выставка в музее Пушкина, на переднем плане башня "Россия"
К реконструкции же острова Новая Голландия Фостер подошел крайне деликатно, уделив большое внимание исторической ценности места. Здесь будет построен Дворец фестивалей с крышей в виде звезды, а также музей истории города, галерея искусств, гостиницы, офисы, торговые и развлекательный центры.
Проект реконструкции Новой Голландии
Помимо их технического совершенства проекты Фостера, вне зависимости от того новая ли это высотная башня или реконструкция старого здания, отличаются вниманием к людям, заботой об их комфортном пребывании в новых домах. Все здания гармонизированы с городской средой, все они соответствуют высочайшим требованиям экологии, в них поддерживается уникальный микроклимат (благодаря системам естественной вентиляции), все они и устроены по принципу максимального энергосбережения.
Благодаря Норману Фостеру во многих городах мира появились новые городские ориентиры и места общественного отдыха, как это, например, произошло с куполом Рейхстага или двором Британского музея.
Британский музей
Но даже не забота о функциональности и экологичности здания так впечатляет в проектах Нормана Фостера, а та любовь и нежность, с которой он относится к своему делу. «Архитектура – это слияние конструктивного и духовного. Если пространства, которые мы создаем не трогают душу и сердце, то они обращаются лишь к одной функциональной части».
«Высокотехнологичные здания могут быть созданы с той же нежной любовью, как и те, что сделаны из кирпича и древесины».
«Я верю, что архитектура – искусство социальное – необходимость, а не роскошь, - тесно связанное с качеством жизни и созданием преимуществ. Это имеет непосредственное отношение к оптимизму, радости и уверенности в том, что есть порядок в беспорядочном мире, уединение в толпе, свободное пространство на переполненном участке, луч света в унылый день».