Придя в Европу с Востока в 17 столетии, ширма быстро завоевала популярность и почти сразу стала необходимым атрибутом домов европейской знати. Из Китая ввозились лаковые ширмы, лучшими из которых считались так называемые Коромандельские ширмы, отличающиеся своим прорезанным декором. Количество слоев лака, нанесенного на такую ширму, могло достигать двухсот, основным цветом был черный с добавлением разных пигментов.
Из Японии пришли расписные ширмы, которые изготавливались из дерева и особо прочной бумаги (из кустарника гампи). Для японских ширм характерна целостность композиции нанесенного изображения, которая достигалась благодаря соединению панелей посредством нескольких слоев бумаги. Индивидуальные панели отделялись тончайшей линией, и художник мог творить в пределах непрерывной горизонтальной поверхности. Это позволяло ему создавать композиции с соответствующим ритмическим построением и привычным для восточного глаза движением взгляда справа налево.
Японская ширма 17 в., художник Огата Корин
Ввозя ширмы из Китая и Японии, европейцы постепенно научились делать свои стилизации «под восток». Высокой виртуозности в изготовлении «восточных» ширм они достигли в 18 веке во время всеобщего увлечения шинуазри́ (от фр. chinois — китайский). Художники, работавшие в этом направлении, не только повторяли восточные сюжеты, но и создавали изящные галантные сцены, героями которых были императоры, их наложницы, танцоры и воины. Также популярны были изображения диковиных птиц и цветов.
Фрагмент картины Артуро Риччи с изображением жанровой сценки в стиле рококо восемнадцатого столетия. На заднем плане ширма в стиле шинуазри
К расцвету ампира ширма заняла свое законное место практически в каждом богатом европейском доме. Сочетания деревянного каркаса и тканевых, резных или витражных вставок сделали ширму уникальной деталью интерьера. Ширмы обтягиваются гобеленовыми, шелковыми и другими дорогами тканями, украшенными вышивкой и росписью.
Ширма в стиле Ампир, Франция, 19 в.
Новый взлет популярности ширм приходится на период расцвета стиля модерн. Помимо возвращения интереса к восточным мотивам, художественный и символический язык модерна породил новые формы, сюжеты и техники изготовления ширм.
Ширма эпохи модерн, Франция, 1900 г.
Настоящий расцвет ширма приобретает в эпоху ар-деко. Текстиль заменяется на металлический блеск орнаментов из кругов, спиралей, треугольников. Мастера экпериментируют с металлом и древесиной ценных пород, появляются новые оригинальные формы.
Ширма. Арт-деко. Париж, 1928
Несмотря на периоды забвения, ширма до сих пор считается универсальным элементом декора. Простота и мобильность конструкции, высокие функциональные и декоративные качества способствовали тому, что ширма находила почитателей во все времена.
Кожаная расписная ширма. Бельгия, примерно 1700 г.
Кожаная расписная ширма в стиле шинуазри́ англо-голландского происхождения, конец 18 века
Новый минимализм: ни много, ни мало, а в самый раз 19.04.23
Лаконичный, простой, умеренный — стиль минимализм прочно вошел в нашу жизнь, захватив практически все ее сферы. Вместе с экспертами от Geometrium School попробуем разобраться, что несет новый минимализм в нашу жизнь и наши дома.
Подробнее...
Идеи средиземноморского стиля в интерьере 21.12.17
Может ли домашний интерьер быть одновременно красивым и функциональным? Практичным, но при этом не слишком громоздким? Может. Умный и стильный облик сочетает в себе средиземноморский стиль. Он стал популярным в середине прошлого века в странах Средиземноморья — Испании, Италии и Греции. Подробнее...
Hometextile & Design - Международная выставка интерьерных тканей, домашнего текстиля и материалов для декорирования, 03.09 - 05.09, Москва, МФЦ "Крокус-Экспо"
Мебельная конференция Conf-Fu Fest China 2024 - Ежегодное отраслевое мероприятие для мебельщиков, в рамках которого проходит отраслевая выставка, мебельная конференция и шоу, 05.09 - 06.09, Санкт-Петербург, DAA DESIGN DISTRICT