Первые китайские изделия в России появились в богатых домах в конце 17 века с установлением торговых отношений с Китаем. Наличие фарфора, шелка и других китайских товаров в доме в те времена говорило о достатке, образованности, положении в обществе и утонченном вкусе хозяев. Доставка редких китайских изделий была слишком дорогостоящей, из-за плохого оснащения кораблей и пиратских набегов только десятая часть закупленного доходила до пункта назначения.
Особенное увлечение «шинуазри» связывают с эпохой рококо или стилем ЛюдовикаXV. В Европе загадочным Китаем были увлечены все от королей и двора до философов и поэтов. С одной стороны Поднебесная олицетворяла собой некую счастливую страну, которой правит справедливый и разумный правитель, этих взглядов придерживался, например, Вольтер. С другой – вымышленный, не имеющий ничего общего с реальностью Китай был воплощением мифа о Востоке, как о стране, где царит нега, праздность и чувственность, все это было очень близко мироощущению изящного рококо.
Из Европы в Россию увлечение «китайщиной», мгновенно превратившееся в настоящую моду, пришло в 18 веке. Китайские изделия начинают коллекционировать. А с распространением рококо появляются Китайские дворцы, Китайские чайные домики, во дворцах устраивают Китайские кабинеты, в садах и парках – китайские беседки. В дворцовых покоях тех лет в изобилии встречаются тонкий фарфор, лаковые изделия, перегородчатые эмали, причем не делается большого различия между подлинными изделиями восточных мастеров и подделками. Даже делфтские изразцы, которыми украшались печи, кухни и стены парадных помещений (например, в Меньшиковском дворце), были подражанием китайским фарфоровым изделиям. Их синий цвет напоминал фарфор династии Мин, сюжеты и композиции и вовсе были заимствованы из китайских картинок. В Петербурге тоже с успехом производились лаковые изделия. Самые знаменитые подделки под Китай делали во Франции, Германии и Италии. В свою очередь предприимчивые китайские мастера копировали образцы европейского декоративно-прикладного искусства, чтобы угодить своим покупателям. Так что в Европу и Россию стали ввозиться китайские изделия европейских форм и с изображениями на европейские сюжеты.
В 1870-1880-е годы во времена увлечения искусством Востока, вспомнили и о «шинуазри». Современные фарфоровые производства бурно развивались благодаря интересу к тонкой изящной китайской посуде. Чайные сервизы особенно часто украшали росписью в китайском духе. Возрождение жеманного рококо в эпоху эклектики способствовало тому, что «китайские» мотивы не редко включали в декор в виде рокайля. Особого вида решетки, имитации восточных лаков в мебели для сидения и различных шкафчиках появились еще в 18 веке. Новинкой этого времени была мебель из бамбука. В Китае из него ремесленники изготавливали огромное количество вещей от перегородок в помещениях до мебели, при этом плетеные изделия имели несколько прямолинейные очертания, так как бамбук не гнется. Начавшееся в эти времена увлечение Востоком впоследствии оказало значительное влияние на развитие индивидуального языка модерна.
Современные представления о том, как должен выглядеть интерьер в «китайском стиле», различны. Кому-то достаточно наполнить дом аксессуарами, в которых безошибочно бы угадывался Китай: легкие занавеси в дверных проемах с иероглифами, маленькие фигурки китайских мандаринов и воинов на полках, колокольчики у входа, расписная ширма и т.д.
Интересен дорогой вариант стилизации под Китай, когда в интерьере присутствуют настоящие антикварные или привезенные из Поднебесной вещи, либо очень качественная красно-черная мебель, имитирующая восточную резьбу. Для кого-то не достаточно декоративных приемов, а необходимо полностью организовать пространство в соответствии с принципами модного сегодня фэн шуй.
Интерьер в китайском стиле. Фото www.sob.ru