Создавая вещи, Токуджин Йошиока (Tokujin Yoshioka) не ищет вдохновения, он «провоцирует» обстоятельства. Он не хочет останавливать время, чтобы очаровать зрителя красотой объектов; он изобретает, как вовлечь нас, хотим мы того или нет, стать соучастными живому времени и пространству. Его дизайн не останавливается на поверхности вещей, но увлекают собой каждого, кто случайно окажется поблизости. Именно поэтому в его творениях всегда есть легкая незавершенность, придающая им ощущение свободы.
В созданной им инсталляции огромная комната, в которой находится зритель, может превратиться в живой, дышащий мир искусства. А когда выставка подходит к концу, видение исчезает без следа – и те же предметы уже не создают былой магии. Гений Токуджина – в создании момента эстетики. Его полные радости «воздушные кресла» «Honeypop», которые поклонники его творчества находят в слоях сот из бумаги, или кресло «Pane», состоящее из трубчатой пены, похожей на пирог – примеры той же феноменальной изобретательности, с которой Токуджин подходит к пространственной стороне работы. Мир вне массового производства точных копий. Его привлекает идея создания беспрецедентного опыта, так как через этот опыт он соприкасается с будущим.
Последняя работа Токуджина – стул «Kimono» - наглядно иллюстрирует его дизайнерскую позицию. Номинально оставаясь стулом, он представляет собой эксперимент, демонстрирующий, насколько далеко может Токуджин отойти от «просто сидения». Как он поясняет, это похоже на космические корабли из фильма «Звездные Войны», бороздящие просторы лесов, это попытка заинтересовать космосом «земных» нас, живущих здесь и сейчас.
Кимоно, в высшей степени компактный традиционный японский костюм, состоящий из цельного куска материи, который, тем не менее, идеально «сидит» на любом человеке, приспосабливаясь к форме его тела и подчеркивая индивидуальность. Токуджин вспоминает: «я вырос на комиксах «манга» и, наверное, поэтому мне так нравятся мгновенные трансформации и быстрые метаморфозы». До сих пор, стараясь не оказаться во власти нюансов цвета, Токуджин работал атонально – точнее, он чаще отдавал предпочтение белому и прозрачному – но в этот раз он выбрал красный. Он объясняет, что хотел отобразить наслоение различных материалов, что, вероятно, отражает японскую чувствительность. Изначально, Токуджин для создания формы намеревался использовать резину, но знал, что хочет передать объекту более живое ощущение. Несмотря на отказ от использования натуральных материалов, Токуджин искал способ создать подвижный, изменчивый опыт взаимодействия человека и объекта, не до конца предопределенный, с ощущением свободы и незавершенности. Первые исследования, предшествовавшие выбору материала, проводились с алюминиевым полотном, затем с бумагой, затем с винилом и кожей. В итоге он остановил свой выбор на искусственной замше, обладающей приятной текстурой и хорошо поддающейся клейке.
Токуджин говорит, что не был уверен до последнего момента, но, в конце концов, успокоился, когда увидел образец материала. «Красивое завершение – это еще не все», – говорит он. Недавно его заинтересовали отношения между промышленным дизайном и искусным ремеслом, в сочетании которых он видит мост между прошлым и будущим
.
Автор: Фумико Ито (Fumiko Ito)