На сегодняшний день Фрэнк Гери (Frank Gehry) – один из немногих архитекторов, которые не просто создают мебель и другие предметы интерьера в качестве дополнительной работы, от случая к случаю, но уделяют ей столько же внимания и творческой самоотдачи, как и своим архитектурным проектам.
Например, обе его серии картонной мебели, Простые Грани (Easy Edges) (1969-1973) и Экспериментальные Грани (Experimental Edges) (1979-1982), созданные для Vitra, были результатом тщательного исследования свойств материалов. Вклад Гери в первую коллекцию Vitra Edition, ныне легендарный Маленький Бобер (Little Beaver), также был создан во время его экспериментального периода. Оригинальный способ применения картона, разработанный Гери, был запатентован. Был в его творчестве и такой период, когда он был убежден – вполне оправданно, – что его перестанут воспринимать всерьез как архитектора, так как его мебель стала предметом слишком большого внимания.
Сотрудничество Гери и Vitra развивалось по нескольким различным направлениям. Так, в 1989 году открылся Музей Дизайна Vitra в Вайль-на-Рейне (Германия), а в 1994 году произошло торжественное открытие здания главного офиса (штаб-квартиры) Vitra в Бирсфельдене (Швейцария) по его проекту. Кроме того, совместно был разработан ряд разнообразных концепций мебели и осветительных приборов, некоторые из которых позднее нашли свое реальное воплощение.
Свет был центральной темой работы Гери с первых дней его работы. Начиная с 1960-х гг. и до настоящего времени, архитектор неотступно следовал инновационным концепциям освещения и создавал характерные лампы для своих многочисленных проектов. За исключением экспериментов с материалом Colorecore, которые привели к ограниченному выпуску ламп «Рыба» (Fish) и «Змея» (Snake) в середине 1980-х гг., осветительные приборы, созданные Гери, всегда были единичными работами, которые разрабатывались индивидуально для какого-либо проекта.
Совместно с Vitra и компанией Belux Гери создал лампу «Облако» (Cloud) как линию изделий для серийного производства. Первоначально задуманный для изготовления из бумаги, светильник «Облако» выражает суровость, импровизацию и спонтанность, столь типичные для работ Гери.
В качестве продолжения этого проекта, специально для Vitra Edition 2007 была создана лампа «Mamma Cloud P».
Объект «Mamma Cloud P» изначально рассматривался не как лампа, а как световая скульптура. Элементы, изготовленные из волокон полиэстера – материала, который имеет некоторое сходство с бумагой, полностью скрыты прессованной деревянной (фанерованной) формой. Благодаря неоднородной текстуре американской прессованной фанеры, в сочетании с буквой ‘р’, хаотически нанесенной на поверхность эластичного покрытия, объект приобретает своеобразный и противоречивый орнамент, который слегка меняет характер материала. Это не ограничивает сдержанный вид мягкой формы, похожей на облако, а графическое воспроизведение плотной деревянной панели придает схожие свойства материалу подложки. Выбрав этот мотив, Гери также дает отсылку к своим более ранним работам, в которых он часто использовал обычные материалы промышленного производства, такие как фанера, рифленый металл и проволочная сетка. Лампа состоит из примерно пятидесяти гибких элементов органичной формы с армированными гранями. Их можно соединить зажимами для создания разнообразных форм и объемов. Внутри каркас филигранной работы служит гибкой основой. Благодаря модульной структуре, которая не представляет собой окончательного варианта формы объекта, каждой отдельной лампе можно придать индивидуальную форму, сделав ее уникальной.
Автор: Мартин Джозефи (Martin Josephy)