Мы уже сообщали о необычных домах, которые строит пара художников Сусаку Аракава (Shusaku Arakawa) и Мадлен Джинс (Madeline Gins). Предлагаем Вам подробнее познакомиться с концепцией, философией и практикой их творчества.
«Архитектура против смерти. Обратимая судьба. Мы решили не умирать. Архитектурное тело. Процедурная архитектура. Чтобы не умирать». Руководствуясь таким выразительным манифестом, пара творческих личностей из Японии работает в Нью-Йорке и удивляет мир своими экспериментальными проектами.
Сусаку Аракава (Shusaku Arakawa) и его партнерша Мадлен Джинс (Madeline Gins) прославились, в частности, тем, что напечатали философскую книгу про «Обратимую судьбу» на туалетной бумаге в рулонах. Между тем, это лишь одна из их невинных шалостей. Аракава и Джинс, одновременно называющие себя художниками, архитекторами и поэтами, сотрудничают аж с 1963 года — «бросают вызовы границам искусства и архитектуры».
В 1987 году дуэт, очевидно, «чтобы не умирать», основал «Фонд исследования архитектурного тела» (Architectural Body Research Foundation), с помощью которого финансирует свои проекты и поддерживает единомышленников.
А сами Аракава и Джинс недавно отличились в Токио, где их стараниями в октябре прошлого года появился инновационный жилой объект в пригороде Митаки — 9-квартирный комплекс «обратимой судьбы» (Reversible-Destiny Lofts).
Большинство людей при выборе нового дома ищут, естественно, комфорта. Хотят, чтобы их жилище было удачно расположено, чтоб внутри было тихо и уютно, красиво, логично и так далее. Аракава говорит, что все это — ерунда: «Люди, особенно старики, не должны расслабляться и бездельничать. Они должны находиться в среде, которая стимулирует их чувства, подбадривает, поощряет жить дальше», — настаивает создатель комплекса, рядом с которым меркнут самые крутые и яркие детские игровые площадки.
Эта внешняя «игрушечность» – только вершина айсберга, потому что внутри квартир все еще «веселее».
Всплывающие и вогнутые полы. Беспорядочно установленные окна и двери. «Затонувшая» кухня. Электрические выключатели, расположенные в самых неожиданных местах. Стеклянная дверь на веранду настолько маленькая, что нужно согнуться в три погибели, чтобы выползти. Все сделано для того, чтобы жилец с момента новоселья сосредоточился и постоянно был на чеку. Расслабился — промахнулся, потерял равновесие, упал.
Но и это еще не все: ни в одной из квартир нет туалета. Где он есть, во дворе или в ближайшем «Макдоналдсе» — неизвестно. Собственнику придется самому научиться выживать в своем жилище, найти какие-то способы.
«Вы будете учиться понимать эту квартиру, — говорит Аракава. — Она заставляет вас находиться в постоянной готовности и пробуждает инстинкты, таким образом, вы будете жить лучше, дольше и даже вечно».
Построила комплекс корпорация Takenaka, один из ведущих японских архитектурно-строительных подрядчиков. Заявлено, что квартиры фактически отвечают всем требованиям строительных норм и правил. При этом каждая из «неудобных» квартир стоит $763 тысячи, вдвое дороже, чем нормальная жилплощадь в том же районе.
С конца прошлого года Аракава и Джинс получили множество запросов и теперь показывают квартиры потенциальным покупателям. Как минимум, одна на верхнем этаже уже продана, причем ее купила знаменитость: 83-летняя буддийская монахиня и популярная писательница Дзякуте Сэтоути (Jakucho Setouchi).
Художники не беспокоятся по поводу возможных ранений, повреждений или судебных исков от пострадавших жильцов. Они просто проверяют, чтобы каждый покупатель понял концепцию здания прежде, чем он или она подпишет контракт.
Несмотря на запредельную стоимость, дом, по сути, блочный: каждая квартира составлена, как конструктор, из больших бетонных блоков, которые – зато — делают комплекс в Митаки опытным образцом для массового производства.
Аракава с партнершей всерьез надеются, что «квартиры обратимой судьбы» завоюют популярность за пределами Японии. Фактически они говорят, что уже ведут переговоры с заинтересованными сторонами в Париже и Нью-Джерси о строительстве подобных объектов.
Кстати, комплекс в Митаки — не первая «опасная» структура проектировщиков. У дуэта есть опыт: 11 лет назад пара открыла «Участок обратимой судьбы» (Site of Reversible Destiny). Это часть тематического парка Yoro в центральной Японии, предлагающая туристам множество «соблазнов», призванных «через различные неожиданные события» дать людям возможность «заново осмыслить их физическую и духовную ориентацию в мире».
Поменявшиеся местами небо и земля, насыпи и пустоты, подобная лабиринту конфигурация, запутанная сеть из 148 дорожек, изменяющиеся цвета… Есть из-за чего потерять равновесие, и посетители часто падают, но в суд пока никто не обращался.
Ну, а окончательная цель Аракавы и Джинс — создать в глобальном масштабе «Город обратимой судьбы», в котором люди всех возрастов жили бы, работали, учились и играли в таких «тревожных» зданиях. «Это будет революция, — уверяет Аракава. — Это изменит жизни людей».
Что ж, если архитекторы действительно выступают против смерти и хотят победить – это правильно, надо менять жизнь...
Яркие цвета, разные формы и масса неудобств – так архитекторы предлагают состоятельным японцам за большие деньги выступить против смерти.
"Участок обратимой судьбы"может не только запутать, но и лишить человека равновесия.
Фотографии с сайта www.reversibledestiny.org