14 октября в Москве свою новую книгу «Мебельная машина. Мебель с 1990 года» представил известный лондонский музейщик, куратор Музея Виктории и Альберта Гарет Уильямс. В музее архитектуры им. А.В. Щусева автор прочитал лекцию об эволюции мебельного дизайна с 1990-х годов.
Новая книга Гарета Уильямса рассказывает об эволюции стилей дизайна мебели в последние десятилетия прошлого и начале нынешнего веков. Кроме того, автор постарался тщательно отследить в своей работе изменение стилей мебели - от элитного к массовому. Само слово "машина", вынесенное в название, объясняет переход элитной ранее мебели к ее массовому производству. При этом г-н Уильямс приводит некоторую статистику, касающуюся производства мебели в разных странах, и отмечает, что ведущую роль в современной мебельной индустрии занимает Италия.
"Одним из главных достижений последних лет стало то, что дизайн стал понятием международным, - считает Гарет Уильямс. - Очень важно взаимообогащение архитекторов и дизайнеров всего мира, поэтому сейчас быстро происходит смешение национальных направлений в этом виде искусства".
Пока дизайнер рассказывал, на экране появлялось изображение очередного шедевра дизайнерской мысли, каждый из которых, как считает Гарет, имеет свой характер. Отдельные главы представленной книги повествуют о тех или иных стилях в дизайне мебели. Но основная часть посвящена использованию в дизайне современных технологий и материалов. В качестве материала сейчас все чаще используют практичное углеродное волокно, которое обладает не только прочностью, но и отлично смотрится и в виде шезлонга у бортика бассейна, и в качестве замены креслу в стиле ампир.
Так, когда на экране появилось изображение стула, ничем особенным, на первый взгляд, не отличающегося от массовой "штамповки", г-н Уильямс пояснил, что узоры на этом стуле были вырезаны специальным лазером. За "лазерным" седалищем последовал "веревочный" стул Марселя Вандерса, по прочности не уступающий предыдущей модели, хотя и производит впечатление мягкого, связанного из веревки предмета мебели.
Рассказывая о новых технологиях изготовления мебели, Гарет Уильямс упоминул и вырезанный с помощью лазера фанерный стол молодого дизайнера Ярена Верхувена. Изображение именно этого предмета украшает обложку книги Мебельная машина. Мебель с 1990 года».
Помимо традиционных тем, связанных с дизайном мебели, в своей книге Гарет Уильямс поднимает такие непростые вопросы, как: «Может ли мебель нести политическую мысль?». Демонстрируя аудитории слайд с изображением стула в форме свастики, лектор пояснил, что на примере этой работы, направленной, прежде всего, на то, что бы вызвать в людях отвращение к нацизму во всех его проявлениях, можно ответить на поставленный вопрос утвердительно.
В завершении своего выступления Гарет Уильямсон отметил, что сегодня дизайнеры почти не конкретизируют внимание на конкретном предмете мебели, а все чаще охватывают все мебельное пространство в целом. И в этом автор книги "Мебельная машина" видит залог движения дизайнерской мысли вперед.
В публикации использованы материалы с сайта www.strana.ru