Сегодня в Научно-исследовательском музее Российской Академии художеств (Университетская наб., 17) открывается обновленная экспозиция отдела архитектуры. Постоянная выставка "Санкт-Петербург в архитектурных моделях, чертежах, акварелях и литографиях 18-19 вв." представляет не только великолепные проектные модели красивейших зданий Санкт-Петербурга (Смольного монастыря архитектора Ф. Б. Растрелли, Биржи Тома де Томона, здания Академии художеств Ж. Б. Вален Деламотта, двух моделей Исаакиевского собора - архитекторов А. Ринальди и О. Монферрана), но и уникальную модель Троицкого собора Александро-Невской Лавры немецкого мастера Т. Швертфегера, работавшего в Петербурге еще при Петре I. Теперь посетители имеют прекрасную возможность сравнивать две модели Троицкого собора - Швертфегера (ныне не существующего строения, возведенного в 1720-е гг. в стиле северного барокко) и позднее возведенного на его месте храма И. Е. Старова, выдержанного в стиле классицизма.
Экспозиция открывается залом, посвященным Москве - древней столице России - моделью Спасской башни московского Кремля (арх. П. А. Соларио, 1491), выполненной неизвестным мастером во второй половине 19 в. Осенью 2006 г. в этом же зале планируется показать архитектурные чертежи и обмеры ряда храмов Москвы.
Акварели, гравюры и литографии имеют прямое отношение к архитектурным жемчужинам, представленным в моделях. Так, на выставке показаны графические работы Ф. В. Перро (1808-1841) - "Охта", "Никольский собор", "Зимний дворец", "Биржа" - все - 1841 года. Это листы из серии видов Санкт-Петербурга и его окрестностей, выполненных французским художником Фердинандом-Виктором Перро по заказу издателя и владельца магазинов эстампов Д. Дациаро в период его пребывания в России. Часть литографий была пройдена акварельными красками от руки. Все 17 произведений, хранящихся в музее, происходят из коллекции великого князя Николая Николаевича старшего (а впоследствии и его сына - великого князя Петра Николаевича) и находились в усадьбе Знаменка под Санкт-Петербургом.
Внимание привлекает интереснейший лист К. К. Штельба (1821-1894), воспроизводящий вид верхнего вестибюля Академии художеств в 1895 г. Его уникальность заключается в том, что он донес до нас вид хор 3-го этажа с архитектурными моделями, не дошедшими до наших дней.
В экспозицию также включены две перспективы с рисунков М. Махаева - гравюры Г. А. Качалова "Проспект вниз по Неве реке между Зимним Ее Императорского Величества домом и Академией Наук" и Я. Васильева "Перспектива вниз по Неве реке от Невского моста между Исаакиевской церковью и Кадетским корпусом"; подписная акварель Ж. Б. Вален Деламотта "Фасад здания Академии художеств" 1764 г; акварель О. Монферрана "Вид на разборку старого Исаакиевского собора"; гравюры И. И. Колпакова с чертежей К. де Росси, изображающие фасады Михайловского замка; а также "Портик скульптурных классов Академии художеств" А. Г. Ухтомского (с оригинала И. Иванова) и другие интереснейшие произведения.
Открытие экспозиции не только для организованных посещений группами, но и для постоянного посещения одиночными посетителями в год, предшествующий юбилею Академии художеств, стало возможно благодаря спонсорской поддержке кампании "Балтимор".