Наследие Александра Жирара (Alexander Girard, 1907-1993) является одним из наиболее обширных в области интерьерного и текстильного дизайна ХХ века.
Игровой дизайн Жирара демонстрирует любовь к колористике, орнаментам и мировому народному искусству, что позволило ему оказать заметное воздействие на формирование эстетики американского дизайна послевоенного периода и за много десятилетий вперед предвосхитить современную глобализацию дизайна.
Несмотря на то, что работы Жирара не так широко известны, как объекты его выдающихся современников Чарльза и Рэй Имз, его творческое наследие вызывает все больший интерес в последние годы. Причина, по которой значение творческого вклада Жирара часто недооценивают, заключается в следующем: он вернул в дизайн то, что классический модернизм отверг – цвет, декоративность, роскошь в интерьере. С поистине гениальной простотой он сочетал очевидные противоположности: ремесленное мастерство и промышленное производство, популярную и «высокую» культуру, игривый декор и мáстерскую минималистичность. С сегодняшней точки зрения, Жирар предвосхитил многие течения последующих десятилетий, от красочного языка постмодернизма до современных дискуссий о постиндустриальном дизайне и глобализации эстетики повседневного быта.
Александр Жирар происходит из многонациональной семьи с европейскими и американскими корнями. Детство он провел во Флоренции, изучал архитектуру в Лондоне и затем жил в НьюЙорке и Мичигане, после чего окончательно поселился в Санта-Фе. За годы практики с конца 1920-х до поздних 1970-х гг. он создал поразительные интерьеры для ресторанов, частных клиентов и корпораций, а также более 300 образцов тканей – в основном для американской мебельной компании Herman Miller, отдел текстиля которой Жирар возглавил в 1951 году.
В число клиентов Жирара также входили такие компании, как Международные Авиалинии Braniff и корпорация John Deere, с которой дизайнер сотрудничал по целому ряду проектов – от интерьеров, текстиля, мебели и небольших объектов до типографики, фирменного стиля и выставок.
Важным источником вдохновения для Жирара послужила его обширная коллекция объектов народного искусства, которую он собирал в своих путешествиях по Мексике, Индии, Египту и другим странам и которая, в конечном счете, составила более 100 000 артефактов. Многие из этих объектов использовались Жираром в его проектах дизайна интерьера, а также захватывающих выставках, таких как «Текстиль и орнаментальное искусство Индии» в Музее современного искусства MoMA в Нью-Йорке (1954) или павильон «Магия народа», который дизайнер создал для Всемирной Выставки HemisFair (1968) в Сан-Антонио, штат Техас, где он представил свыше 10 000 собранных артефактов.
В 1996 году личный архив Жирара был передан в фонд Музея Дизайна Vitra. Архив включает в себя 5000 рисунков и фотографий, ранее никогда не демонстрировавшиеся эскизы, несколько сотен текстильных образцов, аксессуары, предметы мебели и объекты народного искусства.
Данный архив стал основой выставки «Александр Жирар. Вселенная дизайнера», которую Музей Дизайна Vitra открывает в марте 2016 года.
Первая масштабная ретроспектива, посвященная Александру Жирару, раскроет творчество дизайнера с помощью ранее никогда в таком объеме не экспонировавшихся образцов текстиля, предметов мебели, моделей, небольших объектов, интерьеров, личных документов и рисунков. В то же время выставка расскажет об источниках вдохновения дизайнера, а также его современниках, которые оказали влияние на творческую вселенную Жирара – от обширной коллекции народного искусства до его сотрудничества с Чарльзом и Рэй Имз и Ээро Саариненом. Помимо объектов из личного архива Жирара, который находится в ведении Музея Дизайна Vitra, экспонаты для выставки предоставили Музей Народного Искусства в Санта-Фе, а также семья Александра Жирара.
Дизайн экспозиции разработала лондонская студия Raw Edges, которую возглавляют Шей Алкалай и Ял Мер. Как и Жирар, дизайнерский дуэт в своей работе проявляет пристальный интерес к цветам и орнаментам. За последние годы Raw Edges добились международного признания за инсталляции для таких брендов, как Kvadrat, Moroso и Louis Vuitton.
Дополнением к выставке служит более чем 500-страничный каталог. Издание впервые представляет научное исследование творчества Жирара в виде многочисленных эссе, полного списка работ и подробной биографии.
Марио Беллини 87 лет 01.02.22
1 февраля 2022 года исполнился 87 год Марио Беллини (Mario Bellini), который приобрел общемировую известность как архитектор и промышленный дизайнер мебели. Маэстро стоял у истоков формирования одного из известнейших брендов в мире –«итальянского дизайна».
Подробнее...
Hometextile & Design - Международная выставка интерьерных тканей, домашнего текстиля и материалов для декорирования, 03.09 - 05.09, Москва, МФЦ "Крокус-Экспо"
Мебельная конференция Conf-Fu Fest China 2024 - Ежегодное отраслевое мероприятие для мебельщиков, в рамках которого проходит отраслевая выставка, мебельная конференция и шоу, 05.09 - 06.09, Санкт-Петербург, DAA DESIGN DISTRICT