Композиция с большой красной плоскостью, желтым, черным, серым и синим, 1921
143 года назад 7 марта родился нидерландский художник Пит Мондриан (настоящее имя Питер Корнелис - Pieter Cornelis Mondriaan), по праву считающийся одним из основоположников абстрактного искусства, наряду с Василием Кандинским и Казимиром Малевичем.
Начав с реалистической живописи, Мондриан довольно скоро отказался в своих картинах от малейших намеков на сюжет, атмосферу, моделировку и пространственную глубину, и постепенно сознательно ограничивал выразительные средства.
В 1917 году вместе с Тео ван Дусбургом и другими художниками он основал общество De Stijl. Итогом художественных опытов общества стало формулирование идеи и законов неопластицизма.
Композиция с желтыми и синими, 1932
Для неопластицизма характерно, по словам его создателей, стремление к «универсальной гармонии», выразившееся в строго уравновешенных комбинациях крупных прямоугольных фигур, четко разделенных перпендикулярными линиями черного цвета и окрашенных в локальные цвета основного спектра (с добавлением белого и серого тонов). Главной чертой неопластицизма было строгое использование выразительных средств. Для построения формы неопластицизм допускает лишь горизонтальные и вертикальные линии. Пересечение линий под прямым углом — первый принцип. Около 1920 к нему добавился второй который убирая мазок и подчеркивая плоскость ограничивает цвета красным синим и желтым т.е. тремя чистыми основными цветами к которым можно добавить только белый и черный. С помощью этой строгости неопластицизм предполагал выйти за рамки индивидуальности чтобы достигнуть универсализма и создать таким образом новую картину мира.
Картины Мондриана, представляющие собой сочетания прямоугольников и линий, являются примером наиболее строгой, бескомпромиссной геометрической абстракции в современной живописи. Используя прямые линии жестких контуров, он делал композиции асимметричными, достигая динамического равновесия. Благодаря отказу от частностей и деталей он надеялся достичь более ясного выражения универсальных первооснов творчества, стремясь обрести то, что он называл «чистой пластической реальностью».
В 1940 году художник переехал в Нью-Йорк, где вскоре (1944 г.) умер от воспаления легких. В Америке он был назван "одним из величайших беженцев из Европы".
Живописное и теоретическое наследие Мондриана во многом определило художественные и эстетические принципы XX века – нашло свое отражение в минимализме и оп-арте, повлияло на формы современной архитектуры, дизайна и полиграфического искусства.
До сих пор творчество Пита Мондриана является неиссякаемым источником вдохновения для модельеров, промышленных и интерьерных дизайнеров.
Платье из коллекции Мондриан, Yves Saint Laurent, 1965
Комод Homage To Mondrian от фабрики Cappellini, дизайн Широ Курамато (Shiro Kuramata)
Ящик для мелочей «Мондрианум», Студия Артемия Лебедева, 2006
Марио Беллини 87 лет 01.02.22
1 февраля 2022 года исполнился 87 год Марио Беллини (Mario Bellini), который приобрел общемировую известность как архитектор и промышленный дизайнер мебели. Маэстро стоял у истоков формирования одного из известнейших брендов в мире –«итальянского дизайна».
Подробнее...
Hometextile & Design - Международная выставка интерьерных тканей, домашнего текстиля и материалов для декорирования, 03.09 - 05.09, Москва, МФЦ "Крокус-Экспо"
Мебельная конференция Conf-Fu Fest China 2024 - Ежегодное отраслевое мероприятие для мебельщиков, в рамках которого проходит отраслевая выставка, мебельная конференция и шоу, 05.09 - 06.09, Санкт-Петербург, DAA DESIGN DISTRICT