«Более комфортна та мебель, расцветка которой вам нравится». Это знаменитое высказывание дизайнера Вернера Пантона говорит о главном: наш эмоциональный контакт с мебелью и её влияние на наше самочувствие и настроение – сознательно или бессознательно – зависит, кроме всего прочего, и от цвета.
Эта идея была основополагающей для всей дизайнерской работы Пантона, который, по сравнению с другими дизайнерами 20 века, наибольшее внимание уделял влиянию цвета на эмоциональную атмосферу и психику в целом. Более того, Пантон считал, что цвет важнее формы. Однако вовсе не обязательно так далеко заходить в своей аргументации, чтобы подчеркнуть, что роль цветовой гаммы часто остается недооцененной.
Цвет мебели – одна из важнейших её характеристик. Это в особенности очевидно, если мы посмотрим на классическую мебель, которая по прошествии многих десятилетий остается узнаваемой благодаря своей особой расцветке. Если мы – привыкнув к единству цвета и формы классической мебели – вдруг увидим, например, викторианское кресло необычной расцветки, то будем сильно удивлены. Мы воспримем это кресло в совершенно новом свете. Мы, возможно, даже придем к мысли, что воспринимаемый нами предмет – это некая «новинка» в мире мебельного дизайна. Наша эмоциональная реакция на такую мебель может быть очень разной.
Кресло Fauteuil de Salon, Дизайн: Жан Пруве, 1939. Справа - в новом цвете, 2013. Vitra
В лучшем случае, мы почувствуем, что новая расцветка придает свежесть и новизну этому креслу и подчеркивает значимость классического стиля и его неподвластность времени. Однако мы можем прийти и к совершенно противоположной мысли – что новая расцветка совершенно недопустима. Что это кресло в его новой расцветке – подделка, а не отображение истинного духа классического стиля. Что новая расцветка находится в остром противоречии с формой или материалом этого кресла. Поэтому сводится ли всё к нашим привычкам восприятия или к нашему личному вкусу? От ответа на этот вопрос в некоторой степени зависит, как мы оцениваем мебель, но было бы неверным допускать, что подобные эмоциональные реакции во всем их разнообразии являются исключительно индивидуальными или субъективными. Иначе, как можно объяснить, что одна и та же модель мебели, покрашенная, например, в красный цвет, становится лидером продаж, а если ее покрасить зеленой краской – то на нее вовсе не возникает спроса? Несомненно, человеческое восприятие цвета обусловлено коллективным фактором. Нельзя отрицать тот факт, что между формами и цветовой гаммой, между материалами и оттенками, между вкусовыми пристрастиями современного человека и цветом есть определенная связь, хотя для этого трудно подобрать определение и выявить объективные причины. При выборе обоснованной вариативности цвета мебели необходимо учитывать этот факт.
Стенд Vitra на выставке Salone Internazionale Del Mobile 2013
Цвет в огромной степени является комплексным феноменом. Многие люди, в том числе художники, ученые, философы, психологи, дизайнеры и – с недавних пор – тренд-аналитики– долгое время осмысляли и продолжают тщательно осмыслять влияние цвета на человека и то, как цвет воспринимается. В результате подобного осмысления возникло бесчисленное количество разнообразных теорий цвета и концепций цветовых систем, что, в сущности, являлось попыткой умозрительно ограничить сложность исследуемого предмета, определить правила и закономерности – благодаря чему наше понимание цвета стало более глубоким. Однако пока не создана теория, способная в полной мере объяснить феномен цвета. Всё чаще различные точки зрения на природу цвета начинают противоречить друг другу. Это отчасти обусловлено тем, что наше понимание цвета является культурно-обусловленным и в силу этого подвержено изменениям. Наше восприятие цвета и вкусовые пристрастия постоянно меняются – как на индивидуальном, так и на коллективном уровне, так как цвета выражают наше ощущение жизни и времени. Соответственно, существуют цвета и цветовые гаммы, которые мы считаем приемлемыми в течение долгого периода времени, а есть другие, которые, как мы полагаем, будут обладать недолгой популярностью. О быстром изменении вкусовых пристрастий к цвету свидетельствует то, что модные и стильные цвета зачастую радикально изменяются от сезона к сезону. Цвета играют важную роль в индустрии моды. Но всё происходит иначе в сфере мебельного дизайна, несмотря на все разговоры о «модных цветах». Никто не станет покупать новый диван дважды в год или менять его обивку каждые два месяца, и в силу этого долгосрочные изменения цветовой гаммы играют гораздо более значительную роль.
Выбрать цвета, которые почти не подвластны сезонным колебаниям вкусовых пристрастий и которые смогут сохранить свою привлекательность в течение долгого времени, – это поистине искусство. Цветовые гаммы должны быть современными и в то же время способными пройти проверку временем.
Новый минимализм: ни много, ни мало, а в самый раз 19.04.23
Лаконичный, простой, умеренный — стиль минимализм прочно вошел в нашу жизнь, захватив практически все ее сферы. Вместе с экспертами от Geometrium School попробуем разобраться, что несет новый минимализм в нашу жизнь и наши дома.
Подробнее...
Идеи средиземноморского стиля в интерьере 21.12.17
Может ли домашний интерьер быть одновременно красивым и функциональным? Практичным, но при этом не слишком громоздким? Может. Умный и стильный облик сочетает в себе средиземноморский стиль. Он стал популярным в середине прошлого века в странах Средиземноморья — Испании, Италии и Греции. Подробнее...
Hometextile & Design - Международная выставка интерьерных тканей, домашнего текстиля и материалов для декорирования, 03.09 - 05.09, Москва, МФЦ "Крокус-Экспо"
Мебельная конференция Conf-Fu Fest China 2024 - Ежегодное отраслевое мероприятие для мебельщиков, в рамках которого проходит отраслевая выставка, мебельная конференция и шоу, 05.09 - 06.09, Санкт-Петербург, DAA DESIGN DISTRICT