C 4 по 12 сентября в Москве на Сретенке прошел Фестиваль российского дизайна Sretenka Design Week. Локализованный в историческом районе, фестиваль ставил перед собой задачу познакомить российскую аудиторию с творчеством отечественных промышленных и предметных дизайнеров. На время фестиваля старейшая московская улица и прилегающие к ней кварталы превратились в событийный район, место активной городской жизни. В качестве выставочных площадок были задействованы галереи, магазины, кафе, рестораны и сама городская среда — бульвары, скверы и переулки.
Официальное открытие фестиваля российского дизайна Sretenka Design Week состоялось 6 сентября в 18.00 в Центре Современного Искусства «М`АРС».
Есть ли в России дизайн? И какие составляющие необходимы, для того, чтобы об этом можно было говорить с уверенностью? Об этом рассуждали участники пресс-конференции, состоявшейся перед открытием фестиваля.
Архитектор Владимир Кузьмин начал открытие фестиваля с одного из самых важных вопросов: «В чем состоит феномен русского дизайна?»: «В России много дизайнеров, много талантливых людей, хорошая школа, есть традиции и культура. Нет только одного – нет самого дизайна! В этом, наверное, и есть его феномен. Очень хорошо, что в нашей стране есть люди, которым небезразлично, есть ли дизайн в России, которые готовы его развивать».
Андрей Самонаев, директор фестиваля Sretenka Design Week и руководитель некоммерческого партнерства «ЦЕНТР РАЗВИТИЯ ДИЗАЙНА» говорил о том, почему необходимо развивать дизайн и переломить стереотип восприятия России как невежественной в области дизайна страны, способной только на то, чтобы выступать поставщиком сырья, из которого за рубежом буду произведены объекты дизайна. Он поднял вопрос о том, что дизайн может и должен стать отраслью экономики, приносящей доход стране.
Владислав Кирпичев, руководитель Школы - студии ЭДАС, сравнил фестиваль Sretenka Design Week с глотком свежего воздуха. Знаменитый преподаватель подчеркнул, что самое страшное, что все европейские школы воспитаны на русском авангарде, а Россия потеряла свои традиции и знания. Именно поэтому важно вырастить новое поколение детей - с привитым вкусом к форме, к дизайну. Владислав Кирпичев пожелал фестивалю Sretenka Design Week стать ежегодным.
Владимир Шмелев, заместитель генерального директора Политехнического музея, отметил, что, благодаря фестивалю Sretenka Design Week, музей извлек из запасников многие интересные предметы.
Фестиваль объединил не только российских архитекторов и дизайнеров, но и привлек их иностранных коллег, которые поделились своим опытом.
Один из ведущих промышленных дизайнеров Испании Луис Эслава (Luis Eslava Studio) рассказал про ситуацию с дизайном в Испании, отметив, что испанские молодые дизайнеры получают поддержку от государства. Луис отметил, что без нее массового развития дизайна как отрасли экономики страны и образа мышления населения произойти не может.
Умберто Джираудо (Италия), преподаватель и куратор программы «Промышленный дизайн» Британской Высшей Школы Дизайна заявил, что в России дизайна нет, справедливо отметив, что все, что есть - это либо импортные вещи, либо сделанные в Китае, либо интересные, но уже морально устаревшие вещи. И только маленькие частные компании, которых крайне мало, делают дизайнерские предметы. На ситуацию с российским промышленным дизайном действительно грустно смотреть, в том числе потому, что специалисты - выпускники российских дизайнерских образовательных учреждений, вынуждены уезжать, ведь им негде себя реализовать в стране.
Вадим Кибардин, российский промышленный дизайнер, создатель студии Kibardindesign, реализовавший себя за рубежом и продающий свои вещи по всему миру, рассказал о том, как нужно выводить дизайн на новый уровень, обращаясь к мировому опыту, ведь в Европе дизайн не развлечение, а доходная отрасль экономики. «В России сложилась диковатая ситуация. Мы продаем на запад сырье. Там из него производят дизайнерские предметы и возвращают нам же обратно в виде предметов мебели, интерьера и продают за большие деньги. России жизненно необходимо сделать дизайн мощной индустрией и получать от этого доход. Для этого, правда, необходима поддержка государством этого направления в целом и молодых дизайнеров, в частности», - объяснил свою позицию Вадим Кибардин.
В стенах «М`АРСа» разместилась главная ретроспективная экспозиция фестиваля – «Феномен российского дизайна» - придуманная Александром Ермолаевым и реализованная при поддержке Фонда развития Политехнического музея. Эта выставка — не визуальный учебник истории российского дизайна. Российскому миру проектного творчества исторически свойственно не столько стремление к реализации проектных замыслов, сколько к их намеренному продуцированию. При этом многие идеи оказывали невероятно большое влияние на формирование художественной культуры 20 века - идеи русского футуризма, супрематизма, конструктивизма, идеи ВХУТЕМАСа. Именно об уникальной креативной ориентации российской дизайнерской мысли рассказывала экспозиция в «М`АРСе» . Здесь были собраны эскизы, проектные мысли - от «модерна» Шехтеля до рисунков Савинкина. Коллекция натуральных предметов и их масштабных изображений. Интерьеры, фрагменты мастерских, спроектированных и реализованных средовых пространственных ситуаций. Многомерный подбор высказываний мастеров разного времени, трактующих дизайн как деятельность, возвращающую человеческое достоинство и ощущение неслучайности существования.
После осмотра выставки директор Фестиваля Андрей Самонаев и участники открытия дизайн-парадом прошли по улицам Сретенки, задержавшись перед свежими работами художников-граффити, специально нарисованными к Sretenka Design Week, и арт-объектами, уютно устроившимися во двориках и на улицах района. Например, «Нанотелескоп» Николая Полисского разместился во дворе дома 28 по Б. Сухаревскому переулку. Днем это детская площадка, ночью – необычный светящийся архитектурный объект. Игровой «Дом-гнездо» Тотана Кузембаева установлен в сквере между Садовым кольцом и Панкратьевским переулком. Огромные буквы СРЕТЕНКА архитектурного бюро «Поле-Дизайн» встречают пешеходов у дома 24 по одноименной улице.
Одна из важных задач Фестиваля состояла в создании уникальной городской среды, гармоничном изменении лица города при сохранении его историко-культурного облика. Усилиями многих авторитетных российских архитекторов — Тотана Кузембаева, Владимира Кузьмина и Влада Савинкина, художника Николая Полисского, Дмитрия Сухова, Антона Кочуркина, а также молодых авторов — «Детей Иофана», бюро «Практика», RedKod, Yunaya bureau, студентов МАРХИ и немецкого бюро anOtherArchitect несколько кварталов были преобразованы путем интегрирования в городскую ткань различных малых архитектурных форм, призванных решить вполне серьезные средовые и художественные задачи.
Дизайн-парад завершился в галерее DesignBoom, где проходила выставка MIR: made in russia — проект, способный изменить представление о российских дизайнерах и брендах. MIR — это выставка-маркет, на которой было представлено более двухсот объектов промышленного дизайна, созданных лучшими российскими дизайнерами. Здесь каждый мог открыть для себя имена отечественных дизайнеров, как заслуженных, так и начинающих, соприкоснуться с местным дизайном напрямую, непосредственно, буквально потрогать его руками. В числе звездного состава участников: Вадим Кибардин, Ярослав Рассадин, Арсений Леонович, Алексей Душкин, Олег Ковалев, Дима Логинов, Дмитрий Букач, Игорь Клименков, Михаил Шолк.
Другой значимый проект Фестиваля — конкурс на проект «Музея дизайна» и выставка «Музеи Дизайна» в галерее ВХУТЕМАС при поддержке компании Vitra. Цель выставки — поиск образа несуществующего пока в России Музея дизайна и донесение необходимости его создания. В большинстве западных стран существуют музеи, посвященные дизайну, отражающие изменения в предметной среде и культуре 20 и 21 веков. У каждого из них своя концепция, экспозиция, назначение. Пришло время сделать такой музей в России.
В выходные мастер-классы для детей провели «Творческие мастерские Винзавода», студия «Лепет», (детская студия центра современной культуры «Гараж»), детский клуб и магазин на колесах «Бампер», проект «Экогород» Зины и Филиппа Суровых, проект «Башня» (семейное соревнование по строительству самой высокой башни), мастер-класс «буду дизайнером» Иоганна Штайна (преподавателя интернациональной школы дизайна в Кельне), строительство самой длинной в мире скамейки на Цветном бульваре от студии «Самолет», дизайн-субботник SEASONS «Непомойка» (раскрашивание мусорных урн).
10 сентября на площадке Театра «Школа Драматического Искусства» состоялась игра «Город будущего». Игра организована совместно с Британским Советом. Одним из важных аспектов Future City Game является развитие района Сретенки через создание дизайнерского городка и поддержку небольших творческих бизнес-проектов в этом районе. Данный подход является одним из актуальных и успешных решений в области территориального развития во многих странах Европы, и новый проект Британского Совета «Креативная Экономика» привлек на эту игру экспертов как раз в области развития районов через творческое предпринимательство – Филиппа Айленда, исполнительного директора градостроительного бюро MACE international, Мартина Стокли, председателя экспертной группы дизайн-бюро Places Matter! из Великобритании и других.
11-12 сентября состоялся дизайн-маркет журнала «Seasons». Как обычно на маркете можно было найти много оригинальных подарков, насладиться открытой и творческой атмосферой, хорошей музыкой и горячим шоколадом. В этот раз организаторы воплотили в жизнь неожиданную концепцию - участники дизайн-маркета торговали с машин. В багажниках и на капотах машин можно было найти дизайн-объекты, винтаж, книги, одежду и многое другое.
Всю неделю в галереях DesignBoom и ВХУТЕМАС, театре «Школа Драматического Искусства» и Восточной галерее проводились лекции и мастер-классы известных российских и зарубежных дизайнеров. Луис Эслава рассказал о современном испанском дизайне, Умберто-Джираудо провел скетч-турнир по созданию предметов домашнего быта и рассказал о работе над дизайн-проектом, Вадим Кибардин провел воркшоп «Хаос и порядок», участники воркшопа создавали объекты из самых неожиданных и простых вещей и обсуждали промышленный дизайн. А Дмитрий Барбанель и Лиза Орешкина провели междисциплинарный мастер-класс для дизайнеров.
На открытии и неделю спустя – на закрытии Фестиваля в DesignBoom собрались многие известные российские архитекторы и дизайнеры, в интерактивной форме ответившие на вопрос, есть ли дизайн в России. Ответ был более чем обнадеживающий: «Дизайн в России есть!»