Из места, где культивированные люди любуются прошлым, музеи превращаются в место, где люди деятельные экспериментируют с будущим.
Давид Саркисян
Любой музей – это особый, живой организм, а директор музея – душа этого организма. Давид Саркисян десять лет был душой Музея Архитектуры. Он пришел, будучи состоявшимся ученым, изобретя лекарство, дающее облегчение при болезни Альцгеймера, проработав вторым режиссером с Рустамом Хамдамовым, сняв несколько документальных фильмов… Но именно Музей, по его признанию, стал главным делом его жизни. Давид сделал Музей архитектуры оплотом борьбы за сохранение наследия в самый разгар докризисных спекуляций, когда инвестиционный натиск прогибал несгибаемых и сметал с лица земли старую архитектуру, сменяя ее «золотыми» квадратными метрами «элитной» недвижимости. Избавившись от засилья торговых лавок, оккупировавших Дом Талызиных после пере¬стройки, Давид следующим шагом дал толчок появлению гражданских инициатив, активно сражающихся за каждый обреченный объект. Он и сам боролся, митинговал, интриговал, судился, никогда не унывая от того, что силы неравны. Больше того, он создал прецедент - образец культурного и креативного отноше¬ния к наследию на своей территории, в ком¬плексе Музея архитектуры. Позор усадьбы на Воздвиженке - руинированный флигель, про¬пахший кошками, он превратил в магическое выставочное пространство.
Давид был от Бога наделен талантом преобразовывать пространства, превращать их в культурные события. Не имея ни бюджета, ни проекта, он вместе с Александром Бродским, освоил руину по правилам Венецианской хартии, следуя принципу restauro conservativo, как это сделано в Венецианском Арсенале, или замке Риволи. Получилось пространство с гравюры Пиранези, которое имеет магическое свойство – все выставки в нем приобретают особую глубину и художественность. Сам Арата Исодзаки категорически отказался монтировать свою персональную выставку в парадной анфиладе Дома Талызиных – он влюбился в Руину с первого взгляда. Многие архитекторы с мировым именем говорили мне о своем желании сделать выставочный проект специально для нашей Руины.
Другое знаковое пространство – кабинет Давида. Идентичность Музея архитектуры им. А.В.Щусева теперь прочно связана и с этим, поистине беспрецедентным, интерьером. Многие видят в нем хаотичное нагромождение случайных вещей и предметов. Нужно было послушать, как Давид рассказывает про свои сокровища! Оказывалось, что все они - кар¬тинки, книжки, костюмы, муаровые ткани, рисунки, антикварные вещицы, уникальные фото, игрушки, шапки, сушеные фрукты, глиняные кошечки, маленькие фарфоровые Путины и многое-многое-многое другое… – все это завязано и переплетено какой-то очень личной концептуальной игрой. Его забавляла материализация воспоминаний и ассоциаций, он складывал свои вещицы и штучки в подобие головоломки, шутя и радуясь… И совсем не случайно рядом с портретом первого дирек¬тора музея А.В.Щусева оказались две суше¬ные щуки..…
Пространство, которое создает человек – всегда несет черты его личности. Кабинет Давида, пространство десяти его лучших лет, где он не только работал, но и жил – спал, ел, принимал друзей - автопортрет человека незаурядного и необычного во всех отношениях. Давид ушел, а его пространство осталось. и начинает жить самостоятельной жизнью. Кабинет оторвался от знакомых стен – он поедет в Венецию и откроется 26 сентября в палаццо Зенобио в виде виртуальных проекций. Так, на Х11 Бьеннале архитектуры в Венеции начнется празднование дня рождения Давида, которое в день, когда он появился на свет, 23 сентября, продолжится в нашем Музее, в той самой Руине.
Приглашаем всех на День рождения Давида!
23.09.2010 – 03.10.2010
Государственный музей архимтектуры им. А.В.Щукина
Воздвиженка, д.5, Флигель Руина
Выставка открыта ежедневно с 11.00 до 19.00