Здание Государственного центра современного искусства проект пансионата "Клязьма" | Фестиваль "Зодчество" проходит с 20 по 24 октября в реконструированном Манеже. Проводящийся Союзом архитекторов России под покровительством всех ветвей власти (и администрации президента РФ и правительства Москвы) международный фестиваль восхищает своим каталогом. Это высокий трэш: объект, в котором нет и намека на единый дизайнерский модуль, -- так издаются журнал "Товары и цены" и бюллетени в поддержку баллотирующихся на региональные выборы чиновников. Каждый разворот оригинален: на чернильно-синем фоне с красными плашками и изумрудными полосками может быть представлена деятельность какого-нибудь проектного ГУП МО (государственного унитарного предприятия Московской области), а через страницу -- на возбуждающем зеленом -- шедевры чьей-нибудь ООО мастерской. Какие-то ПИ (проектные институты) не могут обойтись без фотографий всех своих сотрудников, и их страницы напоминают заводские доски почета недавнего прошлого. А в иных случаях проектная организация ограничивается фотофиксацией постройки (проекта) и маленьким фото ГАП -- главного архитектора. Каталог оказывается честен -- также бескомпромиссно весело оформлена сама главная выставка фестиваля, что открылась в ЦВЗ "Манеж". Регионы России выставили стенды с проектами на том же синюшном фоне, украсили их портретами губернаторов и мэров, дополнили текстами "сердечных приветствий". В отдельном проходе -- стенды фирм, торгующих стройматериалами. Планшеты с материалами произведений, отобранных как лучшие за период 2003--2005 годов, отмечены какими-то написанными от руки номерами на мятых клейких канцелярских листочках. Почему-то главным гостем тринадцатого фестиваля оказалась программа "Архитектура Колумбии". И вот, плутая среди всего этого, пытаешься формулировать тенденции процесса. Безрадостный вывод таков: атака элитных многоэтажек на Москву и крупные города России будет массированной и безжалостной. Эти "дети кукурузы" потопчутся во всех районах, и панорама городов будет создаваться уже ими. Другая тенденция: ставшее доступным информационное пространство активно корректирует процесс отечественного формотворчества. На модные тренды отечественная школа пытается всемерно отзываться. Так, после Венецианской архитектурной биеннале, поднявшей на щит бионику и деконструкцию, стенды многих архитектурных бюро украшены проектами под Хадид, Айзенмана, студии Химмельблау и Гримшо. Но если опусы мэтров убеждают хотя бы как декорации к многобюджетным голливудским фильмам, то наши "ленты Мебиуса" встраиваются в визуальный ряд фильмов Киностудии имени Горького про "Гостью из будущего" в районе Северное Бутово. Интересных событий фестиваля -- два. Первое -- приезд звезды японской архитектуры Кионоре Кикутаке. Второе -- презентация нового журнала АRХ, главным героем которого и стал Кикутаке. Кикутаке проектирует без малого полвека в придуманном им самим стиле "метаболизм". Этот стиль стал провозвестником модной теперь бионики и основан на идее о том, что здание живет по законам природного организма и всегда способно к соответствующим времени изменениям. В романтическую эпоху 60-х с ее фетишем научной фантастики и психоделических практик идеи Кикутаке об архитектуре космических колоний и технологий, контролирующих экологический баланс Земли, ввергали всех в экзальтацию. Сегодня визит патриарха -- хороший повод российскому архитектурному сообществу показать свою мудрость и отнестись к идеям Кикутаке с должным уровнем рефлексии. Без фанатизма. Все-таки дома-трансформеры, как и ходячие замки, хороши в мультфильмах Миядзаки и в культурном "тексте" самой Японии. В России другая жизнь, другой пространственный образ и иное представление о жилище. Вряд ли мы поддержим слова Кикутаке, которыми он комментирует манифест метаболизма -- придуманный в 1958 году саморегулирующийся (без мебели, отопления, кондиционирования) "Дом одной комнаты": "Японцы обычно спят на полу, а утром комната превращается в гостиную. Поэтому футон и противомоскитная сетка -- это все, что нужно для сна в Токио. Я уже предложил супруге спать именно так -- она не против. Теперь благодаря этим изменениям у нас будет просторнее". Свои идеи о подвижных домах, бегущих имиджа темниц, Кикутаке надеется реализовать в Уфе. Визит Кионоре Кикутаке спродюсирован сотрудниками нового журнала АRХ (главный редактор -- молодой архитектурный критик Петр Кудрявцев, издатель -- ЗАО "Билдинг Медиа"). Первый номер понравился. Главные разделы -- скрупулезнейшее и профессиональное представление лучших новых зданий планеты, аналитические обзоры современных технологий строительства, "прямая речь" ведущих архитекторов мира -- того же Кикутаке. Они дают шанс надеяться, что АRХ не станет повторением многоуважаемых отечественных журналов об архитектуре, а займет свою нишу, предложит свою модель диалога -- более жесткую и прагматичную, но и дисциплинированную, чуткую к профессиональным дефинициям, стало быть, убедительную. Итоги конкурса "Зодчество" явились приятной неожиданностью, а решение большого жюри (под председательством президента Союза архитекторов России Юрия Гнедовского) присудить главный приз фестиваля "Хрустальный Дедал" не реконструированному Манежу, чего многие ожидали, а альтернативному для официального московского стиля зданию Государственного центра современного искусства на Зоологической улице (авторы проекта Михаил Хазанов, Никита Шангин, директор ГЦСИ Михаил Миндлин и др.) стало даже сенсацией. Диплом средств массовой информации критики единодушно предложили отдать отличному архитектору Тотану Кузембаеву, сделавшему мини-гостиницы пансионата "Клязьма". Для него авангардное наследие не мода, а абсолютно современный метод пространственного мышления. На левом берегу залива, в непосредственной близости от места проведения фестиваля "Арт-Клязьма", выстроилось несколько деревянных зданий - футуристические гостевые домики, яхт-клуб, конюшня. Кузенбаев участвовал и в самом фестивале, выстроив еще на первом (проходившем под названием "Мелиорация") инсталляцию "Туалет грибника". Для последней "Арт-Клязьмы-2003" он сконструировал эффектный аквариум с живыми рыбами, помещенный прямо в воду залива, и назвал его "Разрез воды". Среди других наград хочется отметить "Золотой диплом за печатные издания", которым наградили книгу "Алексей Душкин", изданную к столетию автора лучших станций Московского метрополитена авторским коллективом под руководством дочери архитектора Натальи Душкиной.
Сергей ХАЧАТУРОВ |