Город Пушкин бесповоротно и окончательно влюбляет в себя. Зима здесь уютно-пушистая, весна словно приходит раньше, лето кажется зеленей и объемней, а осень представляется созданной великим режиссером – столь тонок переход от оптимизма бабьего лета к меланхолии ноября. Стоит только немного пройтись мимо оттененных зеленью террас, фронтонов и колонн, все заботы отступают на второй план. Именно поэтому многие выбирают работу в центре Петербурга, а жизнь – в Царском Селе.
В пригороде дышится значительно легче еще и из-за иного масштабного строя пространства. В Петербурге, даже в относительно малоэтажном центре, постоянно передвигаешься в некоем коридоре, образованном зданиями. В поле зрения попадают только цоколи и первые этажи. В Пушкине масштаб строений более дружественен: парковые постройки и жилые дома бульваров воспринимаются целиком. Камерные особняки классицизма, изящно прорисованные двух- и трехэтажные домики послевоенной постройки и даже коттеджи последних лет создают атмосферу изысканного, аристократического дачного поселения.
Неожиданное содержание
Жизнь в ближайшем пригороде предпочла семья из Петербурга, которая приобрела половину одного из коттеджей постройки 2000 г. Невысокие сблокированные здания, рассчитанные на несколько владельцев, удачно вписались в панораму тихой улицы за счет обработки фасадов классическими деталями – тонкими пилястрами и карнизными тягами. Простая и рациональная планировка помещений новыми хозяевами была оставлена неизменной, но образ интерьера изменился до неузнаваемости. За традиционным желто-белым фасадом закономерно было бы обнаружить спокойный классицизм либо нечто нейтрально-современное, однако «парадным» стилем пространства была избрана готика.
Источником вдохновения для архитектора Корины Балановской послужила «собственная Ее Величества дача Александрия» в Петергофе. На внутреннее убранство повлияло и знакомство с шедеврами Средневековья. Из тамбура гости попадают в просторную двусветную гостиную. Стрельчатые арки, витраж, массивная мебель – все вызывает в памяти Средние века, но одновременно чувствуется, что интерьер – современный. Здесь монументальность пропорционально сочетается с камерностью, переплетаются петергофская неоготика XIX века Адама Менеласа, декор крыши собора святого Витта в Праге (укладка напольной плитки) и современный комфорт. При этом – все настоящее, нет ощущения бутафории.
Стена с камином облицована натуральным фактурным камнем, профили арок выполнены из гипса и искусно декорированы, они воспринимаются сложенными из отдельных элементов, как в готических церквах, где они несли конструктивную функцию. Обрамление входного портала и двери в кухню также имитирует крупную каменную кладку. Короб каминной трубы украшен необычным витражом: в раму строгих традиционных очертаний заключена яркая асимметричная композиция – такой контраст разрушает «серьезность» стиля, напоминая о том, что дом все-таки жилой. Технически витраж совершенен: переплет выполнен с помощью лазерной резки, конструкция сделана открывающейся для осуществления замены ламп подсветки. Другие элементы освещения – люстры, бра и напольные светильники из кованого металла – графично выделяются на фоне светлых стен, добавляя тонкий акцент.
Диванная группа кубических очертаний приобретена в мебельном салоне, однако спинки с тыльной стороны декорированы резными вставками в стиле готического орнамента, выполненными по эскизам архитектора. Преображенные таким образом изделия стали напоминать мебель петербургской фабрики Мельцера, известной в XIX и начале XX в. Вместительный гардеробный шкаф из массива тонированного дуба также спроектирован дизайнером именно для этого дома, он отсылает к мебели из дворца Воронцова в Алупке. Фасад имеет трехчастную композицию, филенки дверец выполнены в форме стрельчатых арок, очертания карниза шкафа также имеют силуэт готической постройки. Потолок в гардеробной зоне обогащен пересекающимися радиусными профилированными тягами, этот прием характерен для гражданской и церковной архитектуры древности, а также для неоготического стиля (Чесменская церковь в Петербурге, архитектор Ю. М. Фельтен). Четкий геометрический рисунок пола дополнительно «собирает» пространство каминной: покрытие представляет собой керамическую плитку, имитирующую сланец.
Из комнаты отдыха широкий портал ведет в кухню-столовую. Вся мебель здесь изготовлена по специальным проектам. Из массивной древесины дуба выполнены и стенки кухонных шкафов: решено было отказаться от фанеровки элементов, чтобы окружить себя предметами благородного материала. Двухцветный орнамент стекол шкафов получен методом фьюзинга – стекла разных цветов сплавлены между собой в специальной печи. Рабочая поверхность кухни и столешница острова изготовлены из гранита. Стулья имеют высокие резные спинки, что в целом характерно и для настоящей готической мебели. Конечно, в те времена не было мягких кожаных вставок такой формы, а угол между спинкой и сидением был прямым. Декоративные резные детали обеденных стульев перекликаются с украшениями гарнитуров дачи «Александрия».
Стол имеет две массивные опоры, выполненные в виде миниатюрных готических часовен – каждая с колоннами, сводами, цоколем и антаблементом. В качестве покрытия столешницы выбрана мраморная мозаика, что является очень практичным решением. Декоративные потолочные балки из полиуретана «под дерево» поддерживают темный тон меблировки, стены покрыты фактурной штукатуркой. Укладка напольной светло-бежевой керамической плитки зрительно выделяет центральное место обеденного стола.
Гостевой санузел отделан плиткой, напоминающей истертый временем камень, обращают на себя внимание металлические подставка для раковины, обрамление зеркала и настенные светильники, поддерживающие историческую стилистику.
Чистое звучание
На первом этаже располагается кинотеатр, воплощенный в актуальном этническом стиле. Тепло-золотистые цвета, темная мебель лаконичных форм и экзотических пород дерева, изящные аксессуары воздействуют умиротворяюще. Могут быть реализованы различные сценарии освещения – мягкий свет кубических абажуров или закарнизная подсветка по периметру. Управление экраном, шторами и освещением осуществляется посредством одного пульта, установлена система «умный дом». Стены и потолок под слоем гипсокартона дополнительно облицованы специальными акустическими панелями: они создают правильное распределение звучания семи колонок домашнего кинотеатра и не позволяют звуку распространяться в соседние комнаты. Отделку стен составляют декоративная штукатурка и обои с включением натурального бамбука.
На втором этаже «колониальную» тему поддерживает спальня. Два окна, расположенные за спинкой кровати, с помощью текстиля композиционно объединены. Фактура стен имеет ярко выраженное направление, поверхность напоминает песок, «причесанный» ветром.
Зимний сад во все эпохи был популярен в частных домах. Несмотря на относительную «провинциальность» города Пушкина, чистоту здешнего воздуха, в холодное время года все же очень хочется ощутить рядом присутствие лета – площадка второго этажа над каминной оформлена вечнозелеными растениями и обставлена плетеной индонезийской мебелью. Здесь же располагается коллекция артефактов, привезенных хозяевами из зарубежных поездок.
Традиционное расположение детских наверху не стало исключением и для этого проекта. Комната мальчика демонстрирует морскую тематику. Обои с рисунком в виде облаков дают ощутить морской бриз, изображениями судов покрыты и римские шторы. Вся мебель здесь выполнена из экологически чистых плитных материалов, не выделяющих формальдегид.
Нет никакого смысла, переезжая за город, организовывать свой дом внутри так же, как городскую квартиру, какой бы просторной он ни был. Загородный дом во все времена был более открытым и гостеприимным. Уже при входе в этот недавно законченный коттедж ощущается его объем. Стремительные вертикали арок зрительно увеличивают высоту помещения, светлый тон стен словно раздвигает стены, а пол выглядит продолжением уличного мощения. В каждой детали интерьера ощущается творческое взаимодействие автора и заказчика: взаимопонимание, чувство стиля и фантазия позволили создать яркий и цельный образ.
ДОСЬЕ
Корина БАЛАНОВСКАЯ,
архитектор, дизайнер
Закончила в 2000 г. Санкт-Петербургскую государственную художественно-промышленную Академию им. барона А. Л. Штиглица (бывшее ЛВХПУ им. В. И. Мухиной), кафедру «Интерьер и оборудование». В профессии – с 1997 г., успешно сотрудничает с различными архитектурными студиями, широко использует современные программные пакеты для графики и проектирования (3dsmax, AutoCAD, Photoshop). С 2001 г. – независимый архитектор. В активе Корины – около 25 объектов, из них 20 – частные апартаменты. Среди осуществленных проектов – такие сложные пространства, как гостиница «Марко Поло» на Васильевском острове и кинотеатр «Мираж-Синема» (в составе архитектурной мастерской «32 Декабря»).
СПРАВКА
Мебель: Архитектура Мебели, Максик, Неосет, Dream Lake, Ekzo Interiors
Дубовая мебель в столовой и каминной: Вереск
Светильники: Орион, Светлое Время
Домашний кинотеатр: Реал Саунд
Мрамор, гранит: Нэнси
Сантехника: Венеция
Паркет: Респект
Плитка: Каталония
Техника: Miele
Витражи: Максим Шорохов, Виталий Баранов, Влад Карнаухов
Гипсовые тяги и порталы: мастерская Сергея Гаврилина
Текст: Алексей ВЕСЕЛОВ
Фото: Георгий ШАБЛОВСКИЙ
Автор проекта: Корина БАЛАНОВСКАЯ