-E-mail

  Designstory
История дизайна Мэтры дизайна Темы Новости Выставки Конкурсы Регистрация Контакты Реклама
Новости : Акции, события, презентации

Алюминиевому Стулу 50 лет


В 1958 году вышел на экраны фильм Жака Тати «Мой дядя», художник Кристо начал упаковывать объект, в Америке было создано НАСА , а в Европе компания Vitra начала производство Алюминиевого Стула Чарльза и Рэй Имз (Charles & Ray Eames). На протяжении 40 лет они работали вместе в Южной Калифорнии. Выставки, фильмы, фотографии и многочисленные предметы мебели – таков результат творческой деятельности этого знаменитого тандема. Создавая свою мебель, Имз сначала экспериментировали с фанерой, затем с пластиком, проволокой и, наконец, с алюминием. В 2008 году легендарному Алюминиевому Стулу исполняется 50 лет.

Эта история уходит корнями в 1953 год, когда основатель компании Vitra, Вилли Фельбаум увидел в Нью-Йорке стул из фанеры и, вдохновленный им, приобрел у компании Herman Miller Furniture Company право на производство в Европе предметов дизайна работы Имз. Это был шаг, в корне изменивший философию компании. В 1958 году Чарльз Имз впервые встретился со своим европейским производителем, и Virta начала изготовление Алюминиевого Стула. С тех пор этот стул производили на протяжении всего времени, поддерживая изначально заданный стандарт качества. В Европе и на Ближнем Востоке Vitra является единственной компанией, которая обладает исключительным правом на производство предметов дизайна Чарльза и Рэй Имз. Этот процесс нашел отражение в материалах Музея Дизайна Vitra, который в 1988 году (после смерти Рэй Имз – Чарльз умер в 1978 году) унаследовал их «трехмерное» состояние.

Алюминиевый Стул был создан для построенного в середине 50-ых архитекторами Ээро Саариненом и Александром Жираром частного имения в американском городе Коламбус, штат Индиана. Чарльз и Рэй Имз отказались от общепринятого подхода к чаше сиденья и плотно натянули текстильный материал и кожу между двумя боковыми рамами. Такая эластичная форма оказалась лучше приспособленной к контурам корпуса и повышала комфорт сидения. Получившийся стул сочетал в себе строгую функциональность, человеческую анатомичность и механическую рациональность.

Теплые дружеские отношения, возникшие между семьей Фельбаум и Чарльзом и Рэй Имз, привели к глубокому пониманию теории и практики творческой инновации и рационального производства (как одной из основ деятельности компании). Чарльз Имз так охарактеризовал эту философию: «Детали – это не просто детали, детали – это и есть сам продукт». Дизайн Алюминиевого Стула демонстрирует внимание к деталям. Оно развивалось одновременно с возрастающими возможностями промышленного производства. В этом отношении компания Vitra совместно с Чарльзом и Рэй Имз постоянно совершенствовала дизайн стула благодаря упрощению технических решений и совершенствованию производственных методов в соответствии с используемыми материалами. Неотъемлемой частью такого развития был метод проб и ошибок, который придает производству характерный авторский стиль и качество. Тридцатилетний срок гарантии, предоставляемый компанией Vitra на ее классическую продукцию, говорит сам за себя.

Сегодня Алюминиевый Стул можно встретить в любом уголке в мире Дизайна и Архитектуры: в парижском «Институте арабского мира» (Institute du Monde Arabe) Жана Нувеля и в галерее современного искусства Tate Герцога и де Мерона в Лондоне. Вы найдете этот стул в модернизированном Ренцо Пьяно Туринском Lingotto – здании, ранее принадлежавшем компании Fiat – в прошлом крупнейшему производителю автомобилей, а также в архитектурных мастерских Казуйо Сейяма (Kazujo Sejima) и Рию Нишизава (Ryue Nishizawa) компании SANAA в Токио. Алюминиевый Стул представлен в коллекциях таких всемирно известных музеев, как Музей Современного Искусства (MoMА) и Центр Жоржа Помпиду. Без Алюминиевого Стула едва ли возможно представить себе мир современной экономики и политики. Большая галерея Венского Хофбурга, легендарное место встречи Джона Кеннеди и Никиты Хрущева (1961), сегодня обставлен классикой Vitra. Как однажды сказал Уинстон Черчилль: «Сначала мы создаем наши здания, потом они создают нас». Великий политик умер в 1965 году, так и не увидев Алюминиевый Стул Vitra, иначе он, вероятно, мог бы сказать: «Сначала мы создаем наши стулья, потом они создают нас».

Биографические сведения о Чарльзе Имз (1907 – 1978) и Рэй Имз (1912 – 1988)

Чарльз и Рэй Имз создали образ Америки XX века. Они были свидетелями наиболее значимых моментов ее истории – Великой Депрессии и Второй мировой войны. В их жизни и творчестве нашли выражение глубинные изменения, происходившие в американском обществе – смещение центра внимания нации с Восточного побережья на Западное, зарождение и расцвет индустриальной Америки, глобальная экспансия американской культуры. В отдельных сферах общих интересов Имз сотрудничали с федеральным правительством и элитой американского бизнеса, возглавив движение по модернизации послевоенной Америки.

С 1940-ых по 1970-ые годы супружеская пара из Лос-Анджелеса создавала предметы дизайна, непревзойденные по стилю и широте распространения: через мебель, игрушки, фильмы, выставки и книги Имз стремились улучшить общество не только в функциональном отношении, но и обогатить его культурно и интеллектуально. Если сегодня к дизайнерам с социальными целями относятся с некоторым скептицизмом, то во времена Имз было принято, что перед дизайнерами, предпринимателями и правительством стоят общие цели, осуществлявшиеся на благо всей страны. Дизайнеры, такие как Имз, имели возможность творить образ Америки будущего. Их клиенты – правительство и корпорации имели политическую, финансовую и технологическую возможность воплотить это видение в жизнь.

Основа успеха Имз в понимании потребностей современной Америки – их собственная жизнь. История их творческой карьеры тесно переплетена с событиями, сформировавшими страну, событиями, знаковыми для всей Америки. Оба дизайнера родились до начала Первой мировой войны: Чарльз Имз – в 1907 году в городе Сент-Луис, Рэй Кайзер – в 1912 году, в городе Сакраменто. Чарльз вырос в промышленном сердце Америки. В молодости он работал на инженеров и производителей и испытывал бесконечный интерес к механике и конструктивно-сложным объектам. Одно из его ранних увлечений – визуальный и технический аспекты фотографии. Великая Депрессия сыграла не менее важную роль в формировании его видения мира. Стремление Чарльза создать свое архитектурное предприятие встретило поддержку со стороны Управления общественных работ , созданного в рамках «Нового курса», активной социальной политики правительства, на стороне которого будут выступать Имз, и которое, в свою очередь, будет оказывать поддержку их послевоенным проектам.

Если Чарльз был увлечен дизайном в промышленной сфере, то Рэй интересовали модернистские движения в искусстве того времени, создавшие основу для последующего динамичного сотрудничества этой пары. Творческие взгляды Рэй формировались под влиянием театра, хореографии и художественных программ колледжа, в котором она училась – престижного May Friend Bennet School близ города Покипси, штат Нью-Йорк. После окончания колледжа в 1933 году она переехала на Манхэттен, который после Второй Мировой войны был американской столицей современного искусства. Она принимала участие в деятельности первой большой волны американских художников-абстракционистов, часто выставляла свои работы и была ученицей Ганса Хоффмана, одного из наиболее выдающихся учителей того десятилетия, который стал для нее связующим звеном с послевоенным Абстрактным Экспрессионизмом.

В Нью-Йорке Рэй познакомилась с новой концепцией, рассматривавшей современный дизайн как посредника социальных перемен. Этой же философии придерживалась Академия Художеств в Крэнбруке, близ Детройта, с которой судьба свяжет жизни Чарльза и Рэй в конце 1930-ых. В Крэнбруке предлагали создавать студии архитектуры, искусства, городского планирования и ремесленного производства, что отражало холистический, целостный взгляд на дизайн. К моменту знакомства, Чарльз преподавал дизайн, а Рэй изучала текстиль, керамику и металлообработку в Крэнбруке. Идеи Крэнбрукской школы о более совершенной жизни через более совершенный дизайн пропитывает восприятие Имз и проходит красной нитью через всю их дальнейшую карьеру.

Вторая Мировая война создала новые возможности для взаимодействия искусства и промышленности. За полгода до трагических событий в Перл Харбор , Чарльз и Рэй поженились и переехали в город Лос-Анджелес, в то время считавшийся периферией США. Они были в поисках нового, вдали от общественных беспорядков и профессиональной неустроенности Детройта, Сент-Луиса или Нью-Йорка. Лос-Анджелес был идеальным местом, чтобы испробовать роль дизайна в обществе, вынужденном отвечать непредсказуемым функциональным запросам военного времени. В ситуации глобального военного противостояния, исход которого во многом зависел от воздушных сил, Лос-Анджелес упрочил свой статус столицы авиации США. Ведущие компании-производители самолетов, такие как «Douglas», «Lockheed», и «Vultee» нанимали людей, переехавших в Лос-Анджелес в поисках высокооплачиваемой работы в оборонной промышленности. На глазах у дизайнеров, в том числе семьи Имз, эти компании создавали пленяющий образ будущего через индустриальную архитектуру своих новых авиационных заводов и технологии современных летательных аппаратов. «На борту самолета», – писал Чарльз Имз вскоре после переезда в Лос-Анджелес – «человек особенно хорошо чувствует правильность его плавных линий, которые кажутся такими полезными и прекрасными».

Некоторое время спустя Имз совместно с группой изобретательных единомышленников нашли возможность воплотить эти слова в жизнь, сконструировав и создав в промышленных условиях детали для самолета из прессованной фанеры по заказу правительства и городской авиационной промышленности. Это сотрудничества дало Имз возможность доступа к финансовым ресурсам и материалам, которые иным образом не могли быть доступны для гражданских нужд. Эксперименты с новой технологией работы и новым материалом – прессованной фанерой – разумеется, привели к созданию и производству послевоенной линии стульев, столов и фанерных щитов, которые отвечали запросам повседневной жизни американских потребителей. Мебель Имз – пример максимально высокотехнологичного и эстетически совершенного для своего времени дизайна – оказалась революционной. Чарльз Имз – писала газета Washington Post – изменил сложившийся в двадцатом веке подход к дизайну.

Чарльз и Рэй Имз работали и творили на волне времени, когда «то, что хорошо для General Motors было хорошо для всей страны». Они сотрудничали с такими компаниями-гигантами как «Westinghouse» , «Boeing», «Polaroid». Имз создали более пятидесяти выставок, фильмов и книг об «информационной машине» компании IBM. Так они стремились сделать новейшие веяния науки и математики понятнее, ближе познакомить с компьютером широкий круг людей. Поскольку Имз приходилось распространять большое количество все более сложной информации, они разрабатывали новые мультимедийные методики. Их слайд-шоу и презентации на множество экранов помогали осуществить их мечту – сделать обучение явственным и приносящим удовольствие опытом, доказать, что обычные предметы могут многое поведать о социальных и культурных проблемах. Разработанные для корпоративных и правительственных клиентов, эти презентации производили потрясающий эффект на посетителей международных выставок. Двадцати-двух экранный монитор Think, выставленный в павильоне компании IBM на международной выставке, проходившей в 1964 году в Нью-Йорке, был одним из самых смелых и экстравагантных проектов. Тем не менее, Имз проповедовали гуманистический модернизм, сосредоточенный на способности человека управлять машинами на благо общества. «С помощью компьютера, как и любого другого инструмента», – писал Имз в 1957 году в тексте для фильма «Информационная Машина: Творческий человек и Обработка информации», – «идея и выбор направления деятельности должны всецело принадлежать человеку».
Послевоенное время, которое также многому научило Имз, сделало их свидетелями «наступления эры Западного побережья». Переезд Имз в Лос-Анджелес было частью миграции военного времени, когда более пятнадцати миллионов американцев переехали на Запад в поисках высокооплачиваемой работы в оборонной промышленности. Штаты Калифорния, Орегон и Вашингтон с развитой авиационной и судостроительной промышленностью, стали свидетелями поистине поразительной перемены: только в район Лос-Анджелеса прибыло более пяти тысяч человек. Эта миграция привела к экономическим и демографическим сдвигам, которые надолго изменили региональный баланс страны, придав Западному побережью новый статус и независимость. После войны многих американцев по-прежнему привлекали развитая экономика, и мягкий климат Юга Калифорнии. Так, в период с 1949 по 1965 гг. население этого района увеличилось вдвое.

В то время Лос-Анджелес и Юг Калифорнии стали для мира местом воплощения американской мечты, предложив новый образ жизни – от домов-патио до децентрализованных городов с высокоскоростными автострадами. Известные журналы от Life до Vogue запечатлели время, когда Имз наслаждались плодами послевоенной американской жизни, сочетая работу и отдых, внутреннюю и внешнюю стороны в дизайне помещений, высокий стиль и доступность, лучшие из современных технологий и традиционное ручное ремесло. Казалось, что Имз и их творчество не имели прецедента в истории, способствуя становлению идей изобретательности и веры в себя, которые в тот момент определяли образ Лос-Анджелес и всей Америки. Хотя Имз никогда не были страстными поклонниками этого города, они стали символом послевоенного Лос-Анджелеса, мифического места, где человечество укротило машину, природу и историю.

Сегодня к той эпохе относятся по-разному. До «Безмолвной Весны» («Безмолвная Весна» - название публицистической книги биолога Р. Карсона (1962), публикация которой послужила толчком к активизации экологического движения в США) – манифеста Рейчел Карсон в защиту природы – атмосфера прогресса и оптимизма окутывала создание новых технологий и материалов. Стремительно развивавшаяся экономика, казалось, открывала перед средним классом бесконечные горизонты и обеспечивала перераспределение доходов в пользу малообеспеченных слоев. Тем не менее, неравенство по-прежнему существовало, и такие книги как, например, «Скрытые средства убеждения» Ванса Паккарда или «Человек в сером фланелевом костюме» Слоана Вильсона, критиковали распространенный в масштабах страны консюмеризм. Эпоха борьбы за права человека и сексуальная революция, возможно, помогли Америке осознать эгалитарные, общечеловеческие ценности, она же привела к волнениям и общественным беспорядкам 1960-ых. «Страшен сам факт, что многие наши мечты сбылись», – заметили Имз в 1971 году. «Мы мечтали о более эффективной технологии, а получили почву, загрязненную пестицидами. Мы хотели, чтобы у каждого из нас был автомобиль, телевизор и бытовая техника. Наши мечты сбылись ценой озера Мичиган. Это не значит, что наши мечты были плохи. Это значит, что мы, наверное, в чем-то ошиблись, и это нужно исправить». Искренняя вера Имз, что дизайн мог «исправить ошибки» и улучшить человеческую жизнь остается их величайшим уроком. Что больше всего поражает в них, особенно в свете циничности нашего времени, – это то, как они достигают своей поистине серьезной цели со свойственной элегантностью, юмором и красотой.

Чарльз и Рэй Имз были детьми своего времени и одновременно опередили его. Их свадьба была актом творчества и в то же время выражением традиционной домовитости. Их дом являлся наглядным примером уютного домашнего очага, но он служил и рабочим местом, где, кстати, были сняты многие из их ранних фильмов. Имз сотрудничали с корпорациями, но воплощали в жизнь собственное видение мира. И хотя они, часто работая по заказу правительства, представляли свою страну за рубежом, их влияние вышло далеко за ее границы. Чарльз и Рэй Имз принадлежат XX веку, их наследие – будущему.

Источник: Vitra

Предыдущая новость Следующая новость

Все публикации по теме

Бесплатный вебинар «Как дизайнеру интерьера увеличить доход в 2 раза с помощью авторского надзора и комплектации?»
22.10.24
29 октября участники бесплатного вебинара получат возможность освоить эффективные стратегии авторского надзора и комплектации, которые помогут им вдвое повысить свои доходы. Подробнее...

Трансформация традиции: образ храма в советской архитектуре
19.10.24
24 октября в 19:30 в Центре «Зотов» состоится лекция из цикла встреч фестиваля Москомархитектуры «Открытый город» о природе сакрального, его различных проявлениях и медиумах.
Подробнее...

Современная православная архитектура: для города и горожан
19.10.24
21 октября в 16:30 в рамках фестиваля архитектурного образования «Открытый город», организованного Москомархитектурой, пройдет экскурсия в храмовый комплекс в Тушино с бюро СПИЧ и дискуссия с участием главного архитектора Москвы Сергея Кузнецова и митрополита Наро-Фоминского Никандра. Подробнее...

Email
Пароль

  Поиск по сайту


Business & Design Dialogue SPb 2024

Ближайшие события в области дизайна:

В России


Hometextile & Design - Международная выставка интерьерных тканей, домашнего текстиля и материалов для декорирования, 03.09 - 05.09, Москва, МФЦ "Крокус-Экспо"

Мебельная конференция Conf-Fu Fest China 2024 - Ежегодное отраслевое мероприятие для мебельщиков, в рамках которого проходит отраслевая выставка, мебельная конференция и шоу, 05.09 - 06.09, Санкт-Петербург, DAA DESIGN DISTRICT

INTERLIGHT RUSSIA | INTELLIGENT BUILDING RUSSIA - Международная выставка освещения, электротехники, автоматизации зданий и систем безопасности, 17.09 - 20.09, Москва, МФЦ "Крокус-Экспо"

City Build Russia 2024 - Международная строительно-интерьерная выставка, 23.10 - 24.10, Санкт-Петербург, DAA DESIGN DISTRICT

За рубежом


MAISON & OBJET 2024 - Сентябрьская сессия знаменитой французской выставки, 05.09 - 09.09, Париж, Paris Nord Villepinte,

Habitare 2024 - Международная выставка дизайна интерьера, 11.09 - 15.09, Хельсинки, Messukeskus

LONDON DESIGN FESTIVAL 2024 - Лондонский фестиваль дизайна, 14.09 - 22.09, Лондон

 Designstory в социальных сетях:





Copyright © 2005-2024 Designstory Design by Designstory