На Миланском салоне 2006 компания Gebrüder Thonet Vienna S.p.A. и миланская Политехническая Школа Дизайна представили экспозицию THONET TOMORROW (Тонет Завтра).
Студентам была предоставлена возможность разработать дизайн стула для компании, которая более 200 лет производит стулья, среди которых такие шедевры Михаила Тонета, как «N14». В проекте участвовало 25 студентов 23-37-летнего возраста из 11 стран.
Создатели лучшего дизайна могут рассчитывать на контракт с Gebrüder Thonet Vienna S.p.A. и смогут увидеть свой стул в каталоге компании, в котором можно встретить имена таких дизайнеров, как Отто Вагнер (Otto Wagner) и Росс Лавгроув (Ross Lovegrove).
Проект THONET TOMORROW был начат в октябре 2005 года. На Миланском салоне было представлено 5 лучших проектов, разработанных студентами в этот период.
Выставка на Миланском салоне определила победителя проекта, который будет представлен в июне 2006 года, после чего проект-победитель будет внесен в каталог лучших проектов компании.
Laura Affinito, Nicola Zappelli (Италия)
Переплетение тонких полосок дерева, согнутых под давление пара позволяет этому объекту сохранять устойчивость, как в свободном, так и в нагруженном состоянии, даже не имея каркаса. Достоинства этого проекта в его волнообразных эластичных формах, которые формируют сидение и ножки стула; в ритме переплетений; в легкости и прозрачности материала.
Estefanía Fernández (Испания) и Alfredo Sandoval (Венесуэла)
В проекте чувствуется чистота линий и безукоризненность, свойственная испанскому дизайну. Стул создан из единой ленты гнутого дерева и представляет собой новую трактовку характерных для стульев Тонета качеств. Сидение, образованное двумя скрещенными полосами дерева, на удивление удобно. В проекте сочетаются эстетика, функциональность и эргономичность, а также новаторство производственного процесса.
Giorgia Paolini (Италия)
Этот сексуальный и ироничный проект представляет собой почти скульптуру. Идея мягкого, обнимающего тело стула берет начало из мира моды, от типично женского символа – юбки. В основе конструкции лежит деревянный каркас с сидением. Вокруг него гибкие и легкие ивовые ветки формируют обвязку-юбку.
Alessandro Pasotti, Francesca Imperiali (Италия)
В противоположность традиционному представлению, процесс сидения – это динамичный процесс. Органическая форма сидения сконструирована таким образом, чтобы была возможность сидеть в разных позах, но одинаково комфортно. Тело стула из гнутого букового дерева (типично тонетовского материала) – разделено на три части, которые формируют основные элементы стула – сидение, спинку и подлокотник.
Elisa Ceci Neva, Sara Mezzetta (Италия)
Здесь один самонесущий элемент формирует целый ландшафт из стульев, скамеек и поверхностей, на которые можно облокачиваться и опираться. Он вполне подходит как для домашних интерьеров, так и для общественных. Для создания конструкции был выбран один материал - гнутое дерево.
Справка
Михаэль Тонет, австрийский мастер-мебельщик, открыл свою мебельную мастерскую в 1819 году. Фирма Михаэля Тонета процветала, заказов было много. Однако Тонет не остановился на этом, он хотел, чтобы эта мебель была конструктивно проста, а формы ее чисты, чтобы она была легкой, но прочной, уютной и компактной.
Михаэль Тонет начал проводить первые эксперименты - производство мебели для сидения из клеёной слоистой фанеры.
Михаэль Тонет использовал для гнутья листы фанеры, которые он разрезал на полосы одного размера параллельно направлению волокна. Затем он варил их в клею и складывал связками в шаблоны для гнутья. Для того чтобы обеспечить по возможности более быстрое и экономное производство, он сконструировал шаблоны для широких связок полос, которые после гнутья разрезались в продольном направлении, тем самым обеспечивался процесс одновременного гнутья нескольких одинаковых сегментов.
Это положило начало серийному производству в ограниченных масштабах. Однако подобная технология позволяла гнутье лишь в одной плоскости. Такие полосы из фанеры Михаэль Тонет использовал для своих первых "Стульев с боковым обрамлением", которые изготовлялись мебельщиками той эпохи из цельных, нарезных и склеенных друг с другом кусков древесины.
Это была очень трудоемкая работа. Однако за счет фанеровки мебели можно было скрыть различные способы производства. Тонету удалось наладить более быстрое, рациональное с точки зрения расхода материала и тем самым более дешевое изготовление стульев, кресел и канапе.
В результате многочисленных опытов Тонетом был разработан промышленный метод гнутья. Этим методом можно было создавать кресла и стулья из многослойных гнутых полос, отказавшись от традиционного крепления элементов и уменьшив количество деталей. Новая технология позволила открыть следующий этап формообразования мебели.
Тонет получил патент на свое изобретение со следующей формулировкой: "выгибание дерева любого рода, включая самые негибкие породы, химико-механическим способом с целью получения желательных форм, в том числе округлых". Патент Тонет получил в Вене, и отныне стулья, изготовленные по его технологии, стали называться "венскими".
Тонет спроектировал около 20 базовых стульев (для каждого предусматривалось 8-10 исполнений из различных пород дерева с разной отделкой). Стержнем всей этой гаммы стала "Модель 14" - самый лаконичный, изящный, графичный вариант венского стула. Он состоял всего из 6 частей. Трехмерное гнутье позволило объединить спинку и задние ножки в одну деталь. Сидение круглой формы затягивалось камышовым плетением. Сечение деталей было сведено до минимума. Конструкция получилась очень легкой, пружинящей, но стабильной. Этот стул приобрел одно волшебное свойство - когда на него садился человек, стул "исчезал", о его существовании говорила только поза сидящего.
Но Тонет не только великий дизайнер, совершивший мебельную революцию, он еще и талантливый бизнесмен. Он придумал мебельную программу. Фирма Тонета производила мебель комплектами, основу которых составляли стулья. Каждый из 20 образцов стульев дополнялся другими изделиями - креслом, диваном, столиком, качалкой, вешалкой. Вариативность комплектации была очень широкой. Если учесть, что для каждого мебельного комплекта существовало до 10 исполнений, то число вариантов изделий приближалось к шести сотням.
В 1871 году Михаэл Тонет умер. Бразды правления предприятием перешли сыновьям.
Стулья Тонета становятся "товарами массового промышленного производства". Дешевые, изготовленные из цельногнутых элементов, стулья быстро завоевывают европейский рынок. Некоторые из сложившихся в это время простых, пригодных для массового производства форм стульев предвосхитили начинания, предпринятые в этом направлении мебельной промышленностью XX века. Стоимость одного стула составляла около трех австрийских форинтов, а количество реализованных изделий достигло сорока миллионов штук. Большим спросом пользовалось и другое изделие, производство которого было налажено в 1860 году: кресло-качалка. Ежегодно выпускали сто тысяч таких кресел.
Во второй половине XIX века в условиях полного засилья эклектики мебель Тонета стала своего рода маяком, указывавшим дорогу в будущее.
По материалам:
www.dexigner.com
interior.com.ua
www.homemaking.ru