-E-mail

  Designstory
История дизайна Мэтры дизайна Темы Новости Выставки Конкурсы Регистрация Контакты Реклама
Новости : Пресс-релизы, новости компаний

Все публикации по теме

Artis, Villeroy&Boch
Накладные раковины Artis в новых цветах – искусство задавать правильный тон
14.11.21
Villeroy&Boch расширил линейку двухцветных накладных раковин Artis: теперь зону умывания можно оформить в оттенках Indian Summer, Sage Green, Rust и Bordeaux. Подробнее...


Школа и детский сад в Доброграде - новый шаг в организации образовательных пространств
08.03.21
Осенью 2020 года в Доброграде началось строительство современного образовательного комплекса «МИР», состоящего из детского сада и школы. Подробнее...


Как? И еще 30 вопросов Борису Левянту зададут на MosBuild
08.03.21
ABD architects исполняется 30 лет. В честь юбилея компании ее основатель и генеральный директор Борис Левянт ответит на 30 вопросов. Один из них может быть ваш. Подробнее...


Экосознание - главная тенденция 21 века
04.03.21
Поддерживая ведущие тенденции 21 века, датский бренд JYSK усердно борется за сохранение окружающей среды. По всему миру компания работает по направлению Sustainability. Подробнее...


THG PARIS X LALIQUE: 20 лет сотрудничества для создания неувядающей роскоши
24.08.20
В 2020 году французский Дом THG Paris, который занимает лидирующие позиции среди производителей смесителей и аксессуаров для ванных комнат класса люкс, отпразднует 20-летие сотрудничества со знаменитым производителем хрусталя - Домом Lalique.  Подробнее...


Новые СПА-бассейны для самых взыскательных – Ultimate Line: впечатляющий дизайн и непревзойденный комфорт
23.12.19
Лаконичный европейский дизайн выходит на новый уровень функциональности – Villeroy & Boch Ultimate Line представляет новую главу в разработке СПА-бассейнов. Подробнее...

Визит директора Artek Марианне Гёбель в Санкт-Петербург


7 декабря Санкт-Петербург посетила Марианне Гёбель, исполнительный директор легендарного финского бренда Artek, который отмечает в этом году свое 80-летие.

Марианне выступила с лекцией «Artek – искусство & технология» в лектории Главного штаба Государственного Эрмитажа, рассказав об истории и идеологии, а также архитектурной, выставочной и образовательной практике бренда. Событие состоялось в рамках лекционной программы «Финский проект» Института Финляндии в Санкт-Петербурге, приуроченной к выставке «Золотое поколение. Модернизм в финской архитектуре и дизайне», которая открыта до 31.01.2016 г. в залах Главного штаба Государственного Эрмитажа.

В названии Artek заложен союз искусства и технологии (art + technology). Взаимодействие двух начал стало программным для модернизма в целом – вспомним, например, слова основателя Баухауз Вальтера Гропиуса о том, что искусство должно привнести в технологию вдохновение, а технология в ответ должна сделать искусство более осязаемым. Основатели Artek – архитекторы Алвар и Айно Аалто, искусствовед Нильс-Густав Хал и меценат Майре Гюлликсен – были идеалистами, которые верили, что смогут с помощью этого проекта изменить жизнь, сделать ее современной и комфортной. То, что предметы Artek стали неотъемлемой частью повседневной культуры, подтверждает, что они преуспели в своем начинании.



Магазин, который основатели Artek открыли в Хельсинки, представлял спроектированные Аалто предметы мебели в совершенно новом для Финляндии того времени контексте: это были интерьерные инсталляции с использованием привезенных со всего света объектов, от марокканских ковров до предметов ручной работы из Японии. Artek познакомил Финляндию с творчеством важнейших художников эпохи модернизма, работы которых сегодня находятся в наиболее уважаемых музейных собраниях: Фернана Леже, Александра Колдера, Анри Матисса, Пабло Пикассо, Макса Эрнста. С 1937 года пространство магазина периодически превращалось в выставочный зал, а в 1950-1990 годах параллельно с мебельным шоу-румом работала и арт-галерея Artek.

Марианне Гёбель: «В манифесте Artek говорится о современном изобразительном и промышленном искусстве, а также пропаганде, под которой подразумевалась издательская деятельность. Основатели Artek хотели выпускать журналы об архитектуре, дизайне и искусстве и, таким образом, сделать хорошие издания доступными в Финляндии. Однако издательство Artek так и не появилось, скорее всего, в связи с начавшейся Второй мировой войной. При этом у Artek была четкая программа, которую компания продолжала транслировать на протяжение всей своей истории – и это вполне можно расценивать как пропаганду».

На родине бренда предметы Artek можно найти буквально повсюду, от фешенебельных ресторанов (таких, как, например, Savoy, расположенный в самом центре Хельсинки; его интерьер был спроектирован Алваром и Айно Аалто в 1937 г.) до рядовых частных домов и школ.

Объекты Artek находятся не только вне времени, сохраняя свою актуальность на протяжении 80 лет, но и вне понятия статусности. За ними стоит масса увлекательных историй, но их вовсе не обязательно знать, чтобы оценить по достоинству предметы, уместные в любой обстановке. В их основе, как и в основе архитектуры Аалто, лежит понятие антропоцентричного модернизма: среда должна быть не только функциональной, но и комфортной – не «машиной для жилья», но дружественным человеку пространством. Как и большинство приверженцев интернационального стиля, в своих ранних мебельных опытах Аалто использовал стальные трубки, однако достаточно быстро сделал выбор в пользу дерева и доказал, что радикально современные формы могут воплощаться в теплом и «человечном» материале.
Предметы Artek являются предельно простыми и одновременно утонченными, их красота неразрывно связана с функцией и логикой. Например, латунные детали, часто появляющиеся в светильниках Аалто, не только придают им более декоративный вид, но и улучшают качество света – что особенно актуально для Финляндии, где в течение многих месяцев в году естественного освещения недостаточно. Сдержанный и в то же время очень открытый дизайн Artek оставляет пространство свободным для выразительности архитектуры – не зря Artek пользуется большим расположением у архитекторов по всему миру. Многие предметы родились в процессе работы Аалто над тем или иным проектом (например, кресло 41, созданное специально для туберкулезного санатория в Паймио), став продолжением архитектуры, которое может жить самостоятельно. Знаменитую ножку, изогнутую под углом 90 градусов в виде буквы L, Аалто называл «маленькой сестрой архитектуры»: она напоминает несущую колонну и является универсальным «строительным» модулем. На базе L-ножки в четырех размерах было создано более 50 предметов мебели (табуреты, стулья, столы).



Объекты из коллекции Artek – частые герои игровых фильмов (из самых известных – «Деловая женщина» (1988) с Мелани Гриффит и Харрисоном Фордом, а также популярное американское семейное телешоу «Субботним вечером в прямом эфире» (на телеканале NBC с 1975 г.)) и художественных произведений современных авторов, среди них особого внимания заслуживают арт-коллажи американки Марты Рослер. Не обошел своим вниманием иконы финского бренда и один из главных гуру современности, создатель навсегда изменивших нашу жизнь гаджетов Стив Джобс: в одной из своих презентаций он выбрал классический трехногий табурет Аалто Stool 60 для визуализации трех столпов успеха Apple. 

Отзывы и воспоминания современных архитекторов об основателе Artek Алваре Аалто служат еще одним доказательством того, какое влияние творчество «финского волшебника» оказало на формирование целой плеяды талантливых зодчих из разных стран мира. Так, японский архитектор Шигеру Бан признавался: «Думаю, что, не увидев архитектуру Аалто, я бы не смог раскрыть свой собственный стиль». А американский архитектор Фрэнк Гери рассказывал такой анекдотичный случай из собственной биографии: «Когда мне было 16, я ходил на лекции в Университет Торонто. В 1946 году. Что-то около того, на одной из них выступал господин, который вышел на сцену, и в руках он держал фанерованный стул. Человек этот приехал из Финляндии. Он показывал нам какие-то здания, но они интересовали меня меньше всего. Меня заинтересовал этот стул, и он еще долго не выходил у меня из головы. Имени архитектора я тогда не запомнил. Но много лет спустя, когда я оказался в Финляндии, я навестил Алвара Аалто и спросил его: «А вы были в 1946 году в Торонто?», и, разумеется, он ответил: да. Образ стула я пронес через все эти годы и помню его до сих пор. Я все еще помню тот вечер и человека со стулом».

Сегодня Artek продолжает начатый своими основателями международный диалог в новом ключе: бренд сотрудничает с дизайнерами, архитекторами и художниками мирового уровня, среди которых такие яркие персоналии, как Ронан и Эрван Буруллек, Константин Грчич, Хелла
Йонгериус, Тобиас Ребергер, Шигеру Бан. При этом философия бренда и характер его коллекции сохраняют верность линии, выбранной Аалто и его единомышленниками. Иллюстрацией этому служит новая серия Kaari (2015), разработанная для бренда французскими дизайнерами,
братьями Буруллек: в ее основе лежит стандартный модуль, который одновременно является функциональным и формирует эстетику. На его базе строится целый ряд предметов: письменные и обеденные столы, консоли и стеллажи. Так идеи Аалто о логичной красоте, поэтике модульности и функциональности получают новое развитие в современном дизайне.

Справка о Марианне Гёбель
Марианне Гёбель возглавила бренд Artek около полутора лет назад. До этого она имела обширную практику работы со звездами современной архитектуры и дизайна, возглавляла одну из важнейших мировых выставок дизайна Design Miami. Марианне получила образование в области экономики, однако, по ее словам, всегда четко знала, что ее работа будет связана с художественной сферой. В определенный момент «чистому искусству» она предпочла дизайн; эта сфера творческой деятельности привлекает ее тем, что является более осязаемой, в ней более отчетливо чувствуется созидательность. Главной сферой интересов Марианне являются проекты на стыке искусства и экономики – таким образом,  руководство брендом Artek, который был задуман 80 лет назад как компания по производству мебели и одновременно  культурнопросветительская инициатива, стало вовсе неслучайным.

www.artek.fi

Галерея

Предыдущая новость Следующая новость
Email
Пароль

МосБилд 2021 года

  Поиск по сайту

 ДИЗАЙН БЕЗ ГРАНИЦ. Мнение эскпертов МШД (Санкт-Петербург):

IDS-Петербург приглашает на курс повышения квалификации «Дизайн-проектирование общественных помещений»!

Как дополнить свои дизайнерские навыки максимально быстро и эффективно? Если вы практикующий дизайнер и хотите освоить актуальную специализацию, присоединяйтесь на курс “Дизайн-проектирование общественных помещений”.

В сжатые сроки (1 месяц, 108 ак.часов) вы получите системную теоретическую и практическую подготовку – от составления брифа, концепт-борда до создания готового дизайн-проекта общественного помещения.

Читать новость >>
Все новости‘ >>

 Designstory в социальных сетях:




Copyright © 2005-2022 Designstory Design by Designstory