Тема недели
:
К столетию Баухауса: История и основные принципы (очень кратко)
К столетию Баухауса: История и основные принципы (очень кратко)
Обложка книги, выпущенной издательствомTaschen к юбтлею Bauhaus
В этом году отмечается столетний юбилей Высшей школы строительства и художественного конструирования Баухаус. Архитектор Вальтер Гропиус основал Баухаус (буквально - «дом строительства») в Веймаре (Германия) в апреле 1919 года. Несмотря на то, что школа функционировала всего 14 лет, она стала самым влиятельным учебным заведением в области архитектуры, искусства и дизайна 20 века.
Вальтер Гропиус
Школа дала название не только архитектурно-художественному объединению, возникшему в её пенатах, но и целому архитектурному направлению, во многом определившему развитие архитектуры в 20 веке.
За 14 лет своего существования школе пришлось дважды переезжать, сначала в Дессау, а затем в Берлин. За эти годы сменилось три директора – на смену Вальтеру Гропиусу (Walter Adolph Georg Gropius) пришел швейцарский архитектор Ханнес Мейер (Hannes Meyer), а в 1930 году - Людвиг Мис ван дер Роэ (Ludwig Mies van der Rohe), который в ответ на требования нацистов уволить нескольких преподавателей в 1933 году закрывает школу.
Несмотря на короткий период существования школы, её вклад в развитие графического дизайна, промышленного и архитектурного проектирования 20 века трудно переоценить. За годы деятельности Баухауса многие выдающиеся художники и архитекторы, привлеченные к преподаванию, смогли донести до учащихся самые передовые взгляды на искусство и архитектуру.
В разное время здесь преподавали: главный идейный вдохновитель школы архитектор Вальтер Гропиус, швейцарский художник и исследователь теории цвета Иоханнес Иттен, один из главных художников европейского авангарда Пауль Клее, венгерский архитектор и дизайнер Марсель Бройер, ярчайший представитель русского авангарда Василий Кандинский, немецкий архитектор-модернист и третий директор школы Людвиг Мис ван дер Роэ. Школа воспитала целую плеяду талантливых художников, дизайнеров и архитекторов, появилось поколение знаменитых выпускников в различных дисциплинах, в том числе типограф Герберт Байер, художник по текстилю Анни Альберс и скульптор Марианна Брандт.
Цветовой круг Иттена
После закрытия школы многие её ученики и преподаватели, спасаясь от преследования, эмигрировали в Америку, Палестину и страны Европы, распространяя и развивая принципы Баухауса и закладывая основы так называемого «интернационального» стиля в архитектуре. Вальтер Гропиус и Мис ван дер Роэ стали одними из самых важных и влиятельных архитекторов США того времени, Ласло Мохой-Надь открыл в Чикаго «Новый Баухаус», Ханнес Мейер поехал в СССР с группой студентов. Выпускники Баухауса, эмигрировавшие в Палестину, реализовали принципы Школы при строительстве «Белого города» в центре Тель-Авива.
Основные принципы и их воплощение
Одним из основополагающих положений школы был тезис о том, что не существует принципиальной разницы между художником и ремесленником. Художник — лишь высшая ступень ремесленника. И лучшим примеров единения искусства и ремесла является архитектура, которая была названа ведущим направлением в дизайне.
Важнейший принцип проектирования в стиле Баухаус заключается в определяющей роли функции. Функция определяет форму, - в этом суть идей Баухауса. Вальтер Гропиус говорил: "Каждый предмет должен до конца отвечать своей цели, то есть выполнять свои практические функции, быть удобным, дешевым и красивым".
В архитектуре этот принцип реализовывался в грамотной планировке помещений, в выявлении назначения здания на его фасаде. Красота сооружения проявлялась не в декоре, а в гармоничной компоновке объемов здания, в сочетании вертикальных и горизонтальных элементов, в выставленных на показ современных конструкциях и новых материалах. Манифестом новых идей стало новое здание Баухауса, построенное в Дессаупо проекту самого Вальтера Гропиуса после вынужденного переезда школы из Веймара.
Здание Баухаус, Вальтер Гропиус
Важная роль отводилась социальным преобразованиям. Представители Баухауса верили, что новое искусство поможет воспитать новую личность и построить счастливое будущее для всего человечества. Отсюда интерес к строительству массового, типового жилья, в котором высокие стандарты жизни будут доступны всем слоям населения. Большое значение придавалось стандартизации жилых построек, которая, в свою очередь, должна была способствовать внедрению новых принципов жизни.
Под девизом «Для народа против роскоши» художники Баухауса старались ввести в обиход недорогую многофункциональную мебель для человека со скромными доходами. Студенты и преподаватели Школы экспериментировали с материалами и формами, создавая предметы, которые отличались простыми формами, отсутствием лишних «нефункциональных» деталей и окраской в основные цвета спектра - красный, синий и желтый.
Столы Nesting, Йозеф Альберс, 1926
"Визитной карточкой" стиля Баухаус стала мебель из трубчатой стали, которую проектировали Марсель Бройер, Людвиг Мис ван дер Роэ, Антон Лоренц и другие представители Баухауса. Эти предметы были моющимися, экономичными, в них подчёркивалась конструктивная сторона.
Образцы трубчатой мебели Брёйера будучи выпущены миллионами экземпляров, давно заняли устойчивое место среди классики модернизма и надолго определили стилистику конторской мебели во всем мире.
Пионером же в этой области надо считать Марселя Бройера, который создал первый предмет из трубчатой стали - кресло Wassily. По легенде Бройер посвятил эту модель русскому художнику и преподавателю Баухауса Василию Кандинскому. Но на самом деле кресло получило своё нынешнее название только 60-х годах. Вдохновением для дизайнера послужио велосипед, а точнее руль велосипеда Adler.
Кресло Wassily, Марсель Бройер, 1925-1926
Ильзе Гропиус — вторая жена Вальтера Гропиуса. На Ильзе маска работы Оскара Шлеммера и платье по дизайну Лиз Бейер
Спустя почти 100 лет многие предмет мебели и интерьера, созданные представителями стиля Баухаус, остаются иконами дизайна и выпускаются ведущими европейскими фабриками по весьма высоким ценам. Так кресло Barcelona, созданное Людвигом Мис ван дер Роэ в 1929, производитя компанией Knoll и продается почти за $6000. Права на выпуск кресла Wassily также принадлежат Knoll. Его можно купить по цене $2675.
Антон Лоренц: от авангарда до индустрии 19.03.19
Специально к 100-летию Баухауса приурочена новая выставка Музея Дизайна Vitra, которая открылась 22 февраля на площадке Vitra Schaudepot. Главный герой выставки - предприниматель и дизайнер Антон Лоренц.
Подробнее...
Как отпраздновать 100-летие Баухауса 19.03.19
В этом году отмечается столетний юбилей школы Баухаус - самого влиятельного учебного заведения в области дизайна 20 века. Торжественное открытие фестиваля Баухауса состоялось в Берлине 16 января, но уже с конца прошлого года по всей Европе стали проходить мероприятия, посвященные этому событию.
Подробнее...
Поиск по сайту
Ближайшие события в области дизайна:
В России
Hometextile & Design - Международная выставка интерьерных тканей, домашнего текстиля и материалов для декорирования, 03.09 - 05.09, Москва, МФЦ "Крокус-Экспо"
Мебельная конференция Conf-Fu Fest China 2024 - Ежегодное отраслевое мероприятие для мебельщиков, в рамках которого проходит отраслевая выставка, мебельная конференция и шоу, 05.09 - 06.09, Санкт-Петербург, DAA DESIGN DISTRICT