С 12 по 17 апреля 2016 в Милане проходит одно из самых важных событий в области дизайна мебели и интерьеров - iSaloni Milano (Миланский Салон). Это уникальное событие в мире мебельной моды, представляющее исключительный интерес для дизайнеров, производителей мебели, дилеров и простых посетителей. В этом году выставка отмечает свой 55-летний юбилей.
Самое время вспомнить о зарождении проекта!
Более чем сорокалетняя история i Saloni Milano – это больше, чем этапы развития одной, пусть даже крупной мебельной выставки. Это история становления итальянского дизайна, сумевшего за короткое время превратиться в законодателя моды и поставщика идей № 1 в мире. Это доказательство того, как творческая энергия людей, амбиции и вера в победу могут совершить невозможное.
50-е годы были тяжелыми для итальянской мебельной промышленности. Большинство компаний производило классическую мебель в разных исторических стилях – благодаря вековым традициям и мастерству краснодеревщиков очень высокого качества, однако, неактуальную и мало популярную на европейском рынке. Импорт все увеличивался, экспорт был ничтожно мал, во всем мире царствовал Скандинавский дизайн, и казалось, что выхода из этой ситуации не предвидится. В 1958 году архитектор, дизайнер и основатель журнала Domus Джо Понти написал в специализированном мебельном издании Il Mobile italiano: «Скандинавия сумела прославиться в дизайне так же, как Швейцария в производстве часов, благодаря тому, что ее производители не стоят на месте и идут в ногу со временем. Пока мы будем воспроизводить прошлое или копировать настоящее, Италия не выйдет из кризиса. Чтобы заявить о себе, наши фабрики должны обратиться к современному дизайну и привлечь к сотрудничеству архитекторов. Только вместе они смогут чего-то добиться». Это выступление стало неофициальным манифестом горстки людей, которые не хотели мириться с плачевным состоянием итальянской мебельной промышленности.
Среди них был и Тито Армеллини, издатель Il Mobile italiano, директор итальянской федерации мебельных и деревообрабатывающих производителей, а также будущий генеральный секретарь выставочного комитета Cosmit spa. На Кельнской выставке 1960 года, где снова блистали датские, шведские, финские и норвежские производители, он обсуждал с местными организаторами перспективы развития дизайна. В течение нескольких месяцев совместно с вице-президентом Федерации Анджело Де Баггисом была выработана идея – организовать в Милане большую выставку подобно Кельнской и Парижской, своеобразный смотр достижений итальянского дизайна, который стимулирует производителей и поможет им найти контакт с архитекторами. Так родилась выставка Salone del Mobile Italiano. В оргкомитет помимо Тито Армеллини, Анджело Де Баггиса и других вошли владельцы прогрессивных фабрик: Франко Кассина (Cassina), Анджело Мольтени (Molteni), Сильвано Монтина (Montina) и пр. Все эти люди поддерживали идею развития современного дизайна, однако, только Кассина мог похвастаться сотрудничеством с архитекторами. Cassina вообще была первой «дизайнерской» фабрикой в мире – привлекать к работе известные имена она начала еще в 20-е годы.
Плакат выставки, 1961 год
Первая выставка прошла в сентябре 1961 года на территории Fiera Milano, собрав 328 участников, 11300 посетителей из Италии и 800 из-за границы. Разумеется, цифры были более чем скромными, но никто и не предполагал, что Salone del Mobile Italiano немедленно затмит все остальные выставки. Уже через четыре года количество экспонентов выросло до 818, а посетителей – до 21000 (местных) и 2300 (европейских). Международное значение выставки увеличивалось, экспорт итальянской мебели тоже, следовательно, идея сработала.
Однако первые годы организаторов выставки тревожило то, что не удается главное – стимулировать производителей к развитию современного дизайна. Большинство участников работали в традиционном стиле, их состав постоянно менялся, и у выставки не было своего лица. Актуальные фабрики можно было перечислить по пальцам: Cassina, Elam, Pierantonio и Vittorio Bonacina, Saporiti и несколько других (кстати, именно эти марки являются старожилами выставки – приняв в ней участие в 1961 году, они продолжают выставляться до сих пор). Другие прогрессивные производители выжидали, не зная, будет ли иметь выставка успех, и, не желая соседствовать с не слишком интересными фабриками, Arflex, Bernini, Kartell предпочитали показывать свои новинки в альтернативном выставочном пространстве XIII Triennale. Там были впервые представлены модели Вико Маджистретти, Джо Коломбо и Марко Зануссо, ставшие впоследствии классикой дизайна. Пропасть между ассортиментом Triennale и самой выставки первое время была так велика, что в 1965 году Cosmit spa принял решение выделить под современное направление специальный сектор. Так появился целый «дизайнерский» этаж.
Идея была встречена производителями «на ура». Ни одна другая выставка не разделяла марки по стилям, и зачастую рядом могли располагаться стенды абсолютно противоречащих друг другу фабрик. В 1965 в него переехали помимо упомянутых старожилов Arflex, Bernini, Kartell, Boffi Acerbis и некоторые другие. Конечно, их количество (30) было смехотворно по сравнению с общим числом участников, однако именно эта часть начала задавать тон выставке. Пресса, дизайнеры, дилеры – все были здесь. Ведь это было то, чего нельзя было увидеть на других выставках, то, чего все ждали, то, о чем мечтали организаторы. Итальянский дизайн. Не копии общих тенденций, а нечто революционно новое.
Журналы всего мира запестрели статьями о новом явлении. Обзоры Salone del Mobile Italiano почти полностью были посвящены рассказу о «дизайнерском этаже». Журналисты заходились от восторга. «Итальянским дизайнерам оказалось недостаточно вырваться из объятий прошлого. Минуя настоящее, они прыгнули сразу в будущее, создавая абсолютно новые невероятные формы» (Home Furnishing Daily, Нью-Йорк). «Итальянские дизайнеры создают не просто мебель, они смотрят глубже, проникая в самую суть и характер вещей» (Echo du Meuble, Брюссель). «Итальянцы бросают вызов всему миру. Их мебель удивляет, может быть, даже раздражает, но не оставляет равнодушным» (Meubles et decors, Париж). Если раньше итальянскую мебель критиковали за однообразие и традиционность, то теперь в этом обвиняли северных европейцев: «Итальянская мебель – это штучный товар. В 30-м павильоне не увидишь двух одинаковых вещей. Не то что на выставках в Германии или Англии: идешь вдоль стендов, а кажется, будто стоишь на месте». Пытаясь объяснить успех итальянского дизайна, журналисты называли разные причины. Главным, безусловно, было то, что производители сделали ставку на дизайнеров и дали им полную свободу. На такие невиданные формы, необычные материалы и технологии не осмеливались фабрики других стран. Немецкий журнал Mobel Kultur писал: «Одна из причин успеха итальянского дизайна – недостаток маркетинга. Ни один производитель не рискнул бы производить такие странные вещи, не будучи уверенным, что они продадутся. Если бы итальянцы провели исследования, они бы наверняка отступили».
Однако чем бы ни объяснялся успех итальянского дизайна, факт оставался фактом. И немаловажную роль в этом сыграл Salone del Mobile Italiano. Именно здесь мир впервые увидел модели Гаэтано Пеше, Этторе Соттсасса младшего, Алессандро Мендини, Арчилле Кастильони, Гае Ауленти, Энцо Мари, Афра и Тобиа Скарпа, Марио Беллини, группы Де Пас, Д ‘Урбино, Ломацци и Сколари, а также многих других. Именно здесь мир познакомился с марками Zanotta, C&B Italia, Driade, Flexform, Tisettanta и пр. Разумеется, в Милане выставлялись и производители других стран, однако именно итальянские дизайнеры и марки начали задавать тон в мировом дизайне. Торжество этого нового явления было закреплено в 1972 году, когда в Музее современного искусства в Нью-Йорке прошла выставка «Италия: Новый внутренний пейзаж», с триумфом проследовавшая по многим странам.
Плакат выставки, 1968 год
А выставка меж тем продолжала расти.В 1968 году (то есть спустя всего семь лет после своего рождения) она догнала по объему старейшую мебельную выставку в Кельне. В 1969 году к Salone del Mobile добавилась ярмарка Sasmil (детали для производства мебели). В 1974 – Eurocucina, первая выставка в мире, посвященная исключительно кухням. В 1976 – Euroluce (свет). В 1982 – Eimu (офисная мебель). В 1987 - Salone del Comlemento d’Arredo (аксессуары). В 1998 – SalonSatellite (выставка молодых талантов со всего мира). А в 1991 году, в свой тридцатый день рождения, салон изменил время проведения с сентября на апрель.
Даже сейчас, в 2016 году, нельзя говорить о том, что i Saloni Milano обрела законченные черты. Каждый год она обрастает новыми вспомогательными выставками, проектами и событиями. Каждый год она удивляет.
Галерея
Все публикации по теме
Новый имидж I Saloni Milano 25.03.16
После череды красно-белых плакатов, которые последние годы сопровождали выставку I Saloni, к 55-летнему юбилею была запущена новая рекламная компания мероприятия.
Подробнее...
Поиск по сайту
Ближайшие события в области дизайна:
В России
Hometextile & Design - Международная выставка интерьерных тканей, домашнего текстиля и материалов для декорирования, 03.09 - 05.09, Москва, МФЦ "Крокус-Экспо"
Мебельная конференция Conf-Fu Fest China 2024 - Ежегодное отраслевое мероприятие для мебельщиков, в рамках которого проходит отраслевая выставка, мебельная конференция и шоу, 05.09 - 06.09, Санкт-Петербург, DAA DESIGN DISTRICT