Для оформления своего нового детища - ресторана "Моримото" (Morimoto), модный нью–йоркский ресторатор Стивен Старр собрал «команду мечты». В нее вошли архитектор Тадао Андо и светодизайнеры Арнольд Чен и Герардо Олвера. Осуществить архитектурное решение и дизайн интерьера Стивен Старр пригласил соотечественника Моримото Тадао Андо. Ресторан «Моримото» стал дважды первым: первой работой Андо в Нью–Йорке и первым рестораном в его практике. Известно, что в своих минималистских проектах архитектор предпочитает использовать неоштукатуренный бетон, который даже стал его визитной карточкой. Старр же, хотя и называет себя давним поклонником Тадао Андо, все же опасался этого брутального материала: «Согласитесь, полностью бетонный ресторан — это не то место, куда захотят прийти люди». Но в интерьере ресторана бетон узнать трудно — он отполирован чуть ли не до зеркального блеска. Не в последнюю очередь потому, что архитектора по–настоящему волнуют взаимные отношения пространства и света. Свет, как говорит он сам, — один из определяющих элементов в его проектах.
Светодизайнеры Арнольд Чен и Герардо Олвера из компании Isometrix Lighting + Design создали освещение, которое одновременно подчеркнуло и изменило характер интерьера. Свет объединил, казалось бы, чуждые друг другу материалы отделки: бетон, сусальное золото, ткань, стекло и дерево, их разные цвета и фактуры. Он заново интерпретировал и доставшееся ресторану сложное двухуровневое помещение, создав единое элегантное пространство. И самое главное — свет очень «утеплил» бетон, который перестал казаться холодным и суровым. «Все горизонтальные и вертикальные поверхности сияют как будто сами собой. Мы осветили их тщательно спрятанными от глаз светильниками. В этом интерьере нет резких теней, а все его элементы согласованы между собой», — прокомментировал свою работу Арнольд Чен.
В этом проекте любимым приемом и светодизайнеров Isometrix, и Тадао Андо стал отраженный свет. Он позволяет некоторым деталям оставаться в тени, словно не «проявленными» до конца и оттого лучше вписанными в архитектурное целое. «Для создания особой атмосферы, — пояснил Чен, — мы в основном использовали приборы, дающие не прямой, а отраженный свет. Они излучают мягкий, приятный свет, который словно обволакивает сидящих за столиками и вызывает у них ощущение, что они расположились на тенистой веранде в ясный солнечный день».
Под балдахином
Самый удивительный элемент интерьера — потолок главного зала ресторана. Он «задрапирован» неким подобием балдахина, сделанным из ткани, покрытой стекловолокном. Из–за ниспадающей складками ткани «балдахин» выглядит мягким, хотя на самом деле твердый. Это тот редкий случай, когда Тадао Андо позволил себе «отойти» от бетона. Подсветка «балдахина», который как будто парит над залом, оказалась делом непростым. Эта конструкция не предусматривает почти никаких специальных мест для установки осветительных приборов. И все же над ней удалось разместить яркие прожекторы, которые высвечивают волнообразные складки «балдахина». Проникая сквозь ткань, их свет мягко заливает все пространство обеденного зала. Помимо этого между складками «балдахина» внедрили светильники на тонких стержнях, которые создают неожиданные комбинации света и тени. А в местах стыка подвесного потолка, то есть «балдахина», и потолка настоящего установили линейные ксеноновые светильники. Они подчеркивают замысловатую конструкцию потолка, и их свет как будто льется из–под драпировок.
Настоящий световой арт–объект Тадао Андо и Арнольд Чен создали из «вездесущих» пластиковых бутылок. Из них они соорудили огромную световую стену и установили ее в проеме лестницы, которая ведет на нижний уровень, в бар, таким образом объединив нижний и верхний уровни ресторана. Стена сделана из 17 000 горизонтально подвешенных бутылок с водой. Форму этих бутылок, кстати, придумал в свое время известный британский дизайнер Росс Лавгроув для компании TyNant. Толщина стены — «две бутылки», то есть состоит она как будто из двух слоев. Между этими «слоями» на специальных рамках установлены около 500 одноваттных светодиодов теплого и холодного белого цвета (цветовая температура 3200 и 5000 K), которые образуют узор. По мнению светодизайнеров, сочетание теплого и холодного оттенков белого света создает ощущение большей объемности при взгляде на инсталляцию под разными углами. Вода внутри бутылок рассеивает точечный свет светодиодов, отчего вся композиция превращается в переливающуюся стену света. Периметр зала светодизайнеры подчеркнули акцентной подсветкой: стену, декорированную рисовой бумагой, они высветили спотлайтами, а стены, задрапированные тканью, ярко подсветили снизу аплайтами.
Баланс температур
На нижнем уровне ресторана, в баре, центральное место занимает скульптурная барная стойка. Ее поверхность сделана из толстого прозрачного пластика и подсвечена снизу. За стойкой находится небольшая световая стена из бутылок, в которой повторена система подсветки большой «бутылочной» стены. Она служит основной декорацией бара и создает ощущение единого пространства. Используя различные источники света, светодизайнеры объединили пластик барной стойки и красные, облицованные деревом стены: стойка подсвечена фиолетовыми светодиодами, а стены — лампами с холодным катодом.
Идеального баланса цветовых температур светодизайнеры достигли благодаря тщательному подбору источников света. В основном они представлены галогенными лампами (MR16, AR70, AR111). Помимо них светодизайнеры использовали ксеноновые лампы и лампы с холодным катодом. Для того чтобы привести цветовую температуру этих ламп в соответствие с цветовой температурой галогенных, их снабдили дополнительным оборудованием: диммерами и фильтрами. Результатом всех усилий стало световое решение, которое подчеркнуло архитектурную композицию, наиболее выигрышно представило всю палитру разнообразных материалов и, самое главное, — создало правильную атмосферу, которая так важна для изысканного ужина в модном ресторане.