В Калифорнии открылась для публики винодельня, построенная по проекту Фриденсрайха Хундертвассера (Friedensreich Hundertwasser).
Небольшое здание в долине Напа было заказано австрийскому художнику и архитектору-самоучке еще в 1988 году: тогда владельца винного заводика, планировавшего расширить свое дело, привлекли гравюры Хундертвассера, и он пригласил того для проектирования Винодельни Кихот (Quixote Winery).
Производство вина началось там в 1999 году, но отделочные работы продолжились еще несколько лет.
В целом, эта постройка – единственное сооружение Хундертвассера в США – «классическое» его произведение: в ней практически нет ровных полов, крыша покрыта 80 см почвы, и там высажены деревья, и там невозможно найти две одинаковые двери или окна.
Цветовые акценты расставлены яркими изразцовыми колоннами, напоминающими бусы. Их пришлось заказывать в Германии, так как для необходимой по проекту Хундертвассера насыщенности цвета нужно было применить свинцовые красители, которые в США запрещены.
Органические, неожиданные формы здания винодельни, по мысли художника, более соответствуют потребностям человека, чем унифицированная геометрия модернизма.
Фото www.quixotewinery.com
Фриденсрайх Хундертвассер родился в 1928 году в Вене. Настоящее имя - Фридрих Штовассер. Псевдоним изобретен на его основе: Фриденрайх значит "царство мира", а "хундерт" - перевод на немецкий с чешского "што", что означает число 100.
В 1948 он посещал занятия в Венской Академии изящных искусств, начало самостоятельного творчества приходится на конец 40-х. Его видение мира выражалось в изобразительном искусстве, архитектуре, деятельности по охране окружающей среды, философии, дизайне.
На него повлияли Эгон Шиле и Густав Климт, архитектурные проекты Хундертвассера сравнивают с проектами Гауди.
Его архитектурное творчество тесно связано с его экологическим самосознанием: постройки австрийского художника определяют органические формы, преобладание кривых линий (прямые он называл "орудием Дьявола"). Свою архитектурную концепцию он изложил в нескольких манифестах и воплотил во множестве проектов. Его Идеальный Дом — это безопасная уютная нора, которую сверху покрывает трава, но нора со множеством окон-глаз. В Новой Зеландии он построил такой дом, где крыша переходит по бокам в холм. На ней растёт трава, которую иногда приходят пощипать бараны.
Хундервассер считал, что нельзя жить в одинаковых домах-коробках: людям от этого плохо. Каждый жилец имеет право высунуться из своего окна и раскрасить или как-то иначе изменить стену вокруг него, куда рук и кисти хватит (не говоря уже о внутренности дома). Он возглавил несколько проектов по реабилитации бывших мануфактур — унылых коробок, которые он превращал в сказочные терема. Как и Гауди, Хундертвассер широко использовал битую керамическую плитку: делал из неё мозаику, расцвечивающую до этого ровную и тоскливую поверхность. Он также насаживал на дома золотые или голубые купола-маковки, нарушающие монотонность прямой крыши, и оборудовал в стенах ниши для деревьев.
Дом «Хундертвассер» в Вене, Австрия
Хундертвассер не считал традиционную архитектуру искусством, призывал дать людям, живущим в доме, право определять его внешний вид.
Последние годы жизни художник провел в Новой Зеландии, где и скончался в 2000 году.