Англичанка Айрис Данбар – одна из самых успешных и уважаемых дизайнеров интерьера в мире. Она постоянный член престижного Chartered Society of Designers, профессор The Royal Society of Arts, директор и основатель собственной школы дизайна The Interior Design School (IDS). На счету госпожи Данбар – десятки самых различных проектов как в Мекке мирового дизайна – Великобритании, так и за пределами Соединенного Королевства. В последнее время, построив, спроектировав и оформив пол-Лондона, Айрис сконцентрировалась на преподавательской деятельности – теперь она ищет по всему миру молодых и талантливых дизайнеров и привозит к себе в Queen's Park на северо-востоке Лондона. В интервью Газете.Ru Айрис Данбар рассказала, куда движется современный архитектурный дизайн, и почему российские дизайнеры никак не могут выйти на международный уровень.
-- Айрис, вы уже не первый раз в Москве. Что же вас так привлекает в современном русском архитектурном дизайне?
-- Для меня Россия – словно непаханое поле. Страна с огромнейшими традициями, прекрасной культурой дизайна, которая, правда, была сильно подрастеряна за последние годы. В результате богатейший национальный язык пропал, правят бал мировые тенденции, часто довольно попсовые и неумело адаптированные... В этих условиях мне в России мне безумно интересно, во-первых, черпать вдохновение в работах русских мастеров начала ХХ века – Шехтеля, Валькота, Щусева. Но не менее важно для меня и искать здесь новые имена – к счастью, находятся и те, кто не бежит сломя голову за сиюминутными западными трендами, а пытается на общемировые тенденции грамотно накладывать и исконные традиции и культуру.
-- А в чем, на ваш взгляд, главная проблема русского архитектурного дизайна и дизайна интерьеров?
-- На самом деле проблемы практически одинаковые везде. В условиях общемировой глобализации пропадают характерные особенности отдельных дизайнерских школ, развивавшиеся десятилетиями. Сегодня мир – пленник общества потребления, которое не подразумевает… идентичности что ли. Все стало чересчур простым и универсальным. Дизайну не хватает яркости, смелости. Но я уверена, что скоро мир все же устанет от минимализма и возведенной в бесконечную степень функциональности, и новые имена, которые сломают установленные в последнее время идеалы, появятся именно в таких странах, как Россия, где сегодня история дизайна пишется с чистого листа. Пока в России дизайнеры боятся быть самостоятельными, копируют западные тренды, далеко не всегда хорошие. Но, я думаю, скоро этот страх пройдет.
-- То есть, на ваш взгляд, дизайн сегодня уходит от трендов к самобытности?
-- В принципе, да. Но "самобытность" – не совсем правильное слово. Скорее, к чему-то вне времени и пространства. Да, я убеждена что тренды – это "зло" современного дизайна. Они уничтожают творчество. В погоне за тенденциями сегодня дизайн становится безликим. Был моден минимализм – так все принялись делать у себя серо-стеклянные интерьеры, сейчас вернулись обои – так в 90% помещений эти некогда серые стены обклеили обоями в цветочек… Сейчас вот в Лондоне, например, на пике популярности "заводская" тема…
-- Да, в Москве тоже многие помешались на ободранных кирпичных стенах, даже некоторые музеи переезжают в бывшие фабрики…
-- Вот-вот… Ну куда же это годится? Это некрасиво и неудобно. А дизайн интерьеров в первую очередь должен отвечать именно этим двум критериям – красоте и комфорту. А особенно в жилых помещениях.
-- Кстати, дизайн офисных пространств и жилых помещений чем-то отличается друг от друга?
-- Безусловно. Проектируя дома, необходимо руководствоваться принципами гармонии человека и пространства – здесь все должно быть подчинено удобству, функциональности, но не переходящей разумные пределы, – не нужно превращать квартиру в космический корабль.
В дизайне же офисов, конечно, нет столько деталей и именно "интерьерных" задумок, все же это помещения для работы. И к слову о трендах: если в домашнем дизайне они имеют место быть – как-никак мода есть мода, и никуда от нее не деться, главное – не становиться ее пленником – то в офисных пространствах ни в коем случае нельзя переборщить с трендами, они сделают помещение вовсе непригодным для работы.
-- А как же заказчик? Ведь именно он диктует правила дизайнерам. Ну вот хочется ему ампира и галтелей вдоль потолка, как быть?
-- Убеждать, пытаться добиться от заказчиков признания и понимания. Вы – художник, творец. Он, если хотите, пользователь. И к тому же пленник моды. Многие начитаются журналов и хотят иметь у себя копию, к примеру, Филиппа Старка (хотя я сама очень хорошо отношусь к нему и восторгаюсь идеями этого слегка безумного мастера). Но ведь не всегда подобные решения могут быть оправданы – в каждом конкретном случае все зависит от отдельно взятого места и человека. И ваша задача как дизайнера – убедить в этом и заказчика тоже, работать вместе, быть на одной волне.
-- Чего ждать в будущем от дизайна?
-- Как я уже говорила, ухода от моды и смешения культур, форм, материалов… Да всего. Не нужно бояться экспериментировать, ломать устоявшиеся рамки. И, конечно, как любые творцы, дизайнеры должны черпать вдохновение в прошлом – там подчас можно найти самые современные идеи и, грамотно вписав их в общую концепцию, создать тот самый "идеальный" интерьер.