В Национальном художественном музее (г. Киев) приняли "Парад интерьеров": выставкой с таким названием архитекторы и дизайнеры с Украины, из прибалтийских стран и из России попытались напомнить самим себе, что обустройство чужого жилища – не только прибыльное дело, но и высокое искусство.
Никаких интерьеров на выставке на самом деле нет. Экстравагантными светильниками, креслами в форме морских раковин и прочими чудесами дизайнерской мысли любоваться можно только на фотографиях – они размещены на специальных стендах и представляют ровно шестьдесят оригинальных архитектурных проектов, воплощенных на просторах бывшего СССР за последние годы. Строили участники "Парада" разное – от бань до бутиков, хотя основную часть экспозиции занимают все же частные дома и квартиры. Принципиально нет здесь только офисов: выставка "Парад интерьеров" – о том, как идеально организовать пространство, предназначенное для отдыха.
Судя по тому, чем заняты сегодня лучшие мастера, по части стилевых находок в современной архитектуре пока затишье. То есть оригинальных решений много, но все они касаются того, как увязать компоненты стилей, давно утвердившихся. В ходу по-прежнему мягкие изгибы линий ар-деко, зеркала и драгоценные камни, напоминающие о вкусах первых владельцев Версаля, мебель в духе концептуализма 1970-х и драпировки, по которым легко угадывается любовь к Индии.
Модно одновременно ценить декоративные затеи рококо и лаконичный язык конструктивистов, вдохновляться роскошью fin de siecle и не забывать об игре с китчем, придуманной поп-артом. По сравнению с серединой 90-х на убыль пошло, пожалуй, только увлечение китайскими пагодами и японскими садами камней (на выставке такой сад всего один). Зато ощутимыми стали литературные вкусы нового поколения состоятельных людей – читатели, выросшие на братьях Стругацких и Станиславе Леме, все чаще заказывают комнаты в виде кают космического корабля, люстры-трансформеры и камины, похожие на пасть инопланетного чудовища.
Из неожиданного на выставке – серьезный и стильный подход к оформлению бутиков. Оказывается, место, где будут продаваться майки и свитера, тоже должно выглядеть соответственно. Например, если фирма любит украшать свои изделия рубчиками и воланами, дизайнер может подчеркнуть этот ход, выбрав по контрасту абсолютно гладкую фактуру стен, как поступили оформители одного из киевских бутиков. В московском "Наборе джентльмена" пошли еще дальше и превратили полки с одеждой в своеобразные картины – для этого их вставили в узорные рамы, как музейные полотна.
Нагляднее всего в новой экспозиции проявилось свойство, которое стоило бы назвать местным почерком в архитектуре. Подходы универсальны, но дома в Киеве, Вильнюсе и Москве получаются все-таки совсем разными. Самый разборчивый почерк у прибалтийских мастеров: здесь стараются максимально вписать строение в ландшафт (крайний случай – проекты эстонца Индрека Аллманна), наполнить жилище светом, а в последние годы все чаще заменяют дерево и кирпич, из которых возводятся стены, стеклом и пластиком. Типичный дом в окрестностях Юрмалы, к тому же один из самых скромных, представляет на выставке его дизайнер и хозяйка Лайма Вайкуле. Россию, как всегда, бросает в крайности: здесь и китч, и рококо (азбука гламура – интерьер московской квартиры от дизайнера Натальи Черниговой), и цитаты из классиков конструктивизма ("Дом с причалом" архитекторов Тотана Кузенбаева и Дмитрия Кондрашова).
Самой узнаваемой приметой украинских проектов пока остается эклектика – продуманное отсутствие собственного лица, на которое у украинских заказчиков, судя по всему, как никогда велик спрос.
Есть, кстати, и общие черты в архитектуре всех стран–участниц "Парада". Например, полное отсутствие книг – в комфортабельных жилищах новых украинцев, новых русских и новых эстонцев они одинаково не нужны. Появись здесь хотя бы приключенческие романы – может быть, и слово "джентльмен", которое так любят продвинутые дизайнеры и заказчики, в названиях самых впечатляющих проектов писалось бы правильно.