Одним из амбассадоров выставки "Русский дом", проходившей в Москве с 19 по 21 сентября, стал Михаил Новинский, архитектор-дизайнер, основатель студии MNdesign, член Союза Архитекторов России, выпускник МГХПА им. С.Г. Строганова по специальности «Проектирование интерьеров». Михаил ответил на несколько вопросов редакции Designstory.ru.
Чем вас привлекла выставка “Русский дом”? Почему вы стали ее амбассадором?
Тема русского дизайна, русского производства всегда была интересна. Еще лет 12 назад, до того, как пошла первая волна развития российского производства в наших соцсетях была рубрика “сделано у нас” и, если я находил какую-то интересную штуку, какую-то дизайнерскую мебель, я ее старался запостить и рассказать, что это российское производство. Мне эта тема всегда была интересна, равно как и тема русского стиля и русского дизайна в современных интерпретациях, поэтому хотелось поддержать эту выставку.
Что такое русский культурный код в контексте дизайна интерьеров? И так ли важно дизайнеру обращаться к национальному культурному наследию?
Каждый дизайнер сам решает к чему обращаться, где искать вдохновение. Культурный код любой страны, на мой взгляд, имеет несколько плоскостей. Поверхностная плоскость - это цветовые сочетания, которые используются и интерпретируются в дизайне предметов, дизайне интерьера, орнаментика, какие-то узнаваемые для России формы - это купола, например.
Что-то узнаваемое, что отражается в сознании, но есть еще более глубокий пласт, это некая глубинная эстетика, которая сидит в каждом из нас, и через художников, дизайнеров она выливается наружу. Например, если посмотреть на на автомобильный дизайн шестидесятых годов, на американский, европейский, французский, английский и на российский, они отличаются, хотя мода, тренды, идентичны. Но у каждого национального дизайна есть свои узнаваемые графические, пластические и прочие особенности. Да, мы понимаем, что российский дизайн в это время был скорее вторичный (кроме отдельных образцов). Но культурный код интерпретировался по пластике линий, наполненности форм, определенной скульптурности - это вот элементы русского стиля, русского духа, русской эстетики, которая зашита на глубинном уровне. Это сложно объяснить, но если мы посмотрим и поставим рядом автомобиль "Чайка" и американский автомобиль, какой-нибудь Кадиллак или Шевроле, то мы поймем что российские формы более благородные и сдержанные и вот эта объемность, выверенность форм зашита в наших кодах. Если мы посмотрим в эпоху ар-нуво, когда национальные культуры получили свое развитие, мы видим, как в лучших образцах, архитекторы и художники работали, строя здания модерна именно с русской культурой с русской пластикой, вот с этой тягучей, этой объемной, может быть монументальной. Это и есть дух русского дизайна. На самом деле он и в конструктивизме потом проявился. Насколько наш конструктивизм отличается от эстетики баухауз, с которой он был параллелен. Это две передовые архитектурные эстетики. В чем их различие? Мы можем выявить апофатическим методом познания, то есть мы можем выявить эти особенности, которые проявляют русский стиль.
Если мы вернемся к дизайну тех же самых автомобилей, дизайну предметов, дизайну вещей, то мы увидим, что, к примеру, французский дизайн, французские вещи своей экстравагантностью, своей остротой, отличаются от итальянского, в котором пластичность и скульптурность линий и форм находится на непревзойденной высоте. К сожалению, у нас в стране дизайн был вторичен, плановая экономика не позволяла развиваться дизайну так, как это было в капиталистических экономиках, где дизайн был одним из двигателей продаж. Русский стиль, русский дух, русские элементы дизайна также не проявлялся. Хотя, к примеру, в архитектуре и дизайне интерьера есть примеры, например есть гостиничный комплекс Суздаль - это пример интерпретации русского стиля языком модернизма. В девяностые годы его пришлось возрождать заново. И сейчас русский стиль имеет свой шанс на развитие.
Если бы вас попросили вписать в интерьер какой-либо национальный русский мотив, о чем бы вы подумали прежде всего?
Мотив, который узнается, стопроцентно - это орнаментика. Хотя тут есть вопрос, не все отличат русскую орнаментику от сербской орнаментики, болгарской, украинской или какой-то еще славянской, но это первое, что приходит в голову. Но я бы искал бы мотивы в другом. Я бы искал мотивы пластические, может быть в каких-то тягучих монументальных формах линий, вроде куполов. Может быть, я бы искал мотивы в предметах народного быта, в таком архаичном дизайне. Можно найти пластически узнаваемую форму, которая будет идентифицироваться как русская. Хотя можно было бы пойти простым путем: орнаменты, глубокие цвета, какие-то золотые штучки, много золота. Золото в таком смысле: купола, золото, все красиво, Византия.
Можете ли вы привести примеры проектов, где в современный интерьер удалось вписать традиционные национальные мотивы (не обязательно русские)?
Скорее всего были такие проекты, скорее всего это интерьеры каких-то ресторанов, может быть чего-то где это очень хорошо играло сейчас не вспомню вот прям, чтоб было круто. Но точно я видел это. Вспомнился ресторан Russky в Москва-Сити, но наверное это не тот пример, который я хотел бы привести. Но там явная работа с мотивами, хотя в целом, можно сделать сложнее и тоньше.
Что касается нас, у нас был такой опыт: у нас была работа с швейцарской компанией, которая занималась гостеприимством повышенной комфортности для спортивных состязаний, в частности Чемпионата Мира по футболу в России 2018. Особенность чемпионата мира по футболу - в том что это презентация в том числе и страны. Нам нужно было разработать систему декорирования стадионов, разного ценового сегмента. Несколько систем декорирования, которые могли бы идентифицироваться как русские, но с другой стороны были бы современные, интернациональные, легко воспроизводимые. То есть там тоже это была такая работа с одной стороны поверхностная, потому что надо было очень яркие, узнаваемые образы интегрировать. При этом, чтобы это было не то, что там все в кокошниках кругом и все, и не знаешь куда от них деться. Это должно было быть достаточно легко монтироваться и демонтироваться, поэтому эта работа очень специфическая была. Но тем не менее вот мы тоже поработали с какими-то элементами, Некоторые я считаю неудачными, некоторые удачными. Там много заказчик инспирировал каких-то решений. Мы искали определенные мотивы, которые там интегрировать.
Поэтому там такая довольно сложная работа была, много ограничений, но тем не менее вот тоже был такой опыт. Русские мотивы - наверное это не очень раскрытая сторона в наших проектах, хотя мне это интересно.
Какие ошибки, на ваш взгляд,часто допускают дизайнеры при работе с понятием “русский культурный код”?
На мой взгляд, они идут по поверхности. То есть решают, ну хорошо, мы сейчас сделаем матрешку, кокошник, такую полосу орнамента определенного, и сразу будет узнаваться. А мне кажется, надо заглядывать в себя, надо искать все, что прожили поколения. Эти корни они в нас и они прорастают в какое-то творчество и смотреть очень много архитектуры древнерусской, потом смотреть как работали художники модерна с русской эстетикой. Иногда там просто потрясающе именно на уровне интерпретации, ну для того времени по-другому должны интерпретировать себя, потому что другое время уже. Модерн-то он был на финише традиционного искусства, а мы сейчас пост находимся, и архитектура сделала переворот после эпохи модерна, разворот к функционализму, к современному совершенно другому видению архитектуры. В контексте этого видения прочитывать национальные мотивы - это конечно очень интересно. Я думаю, что к этому еще можно будет обратиться, но мне кажется, надо смотреть вглубь, в корни. Искать образ, а не признаки этого образа. Не в виде каких-то орнаментов и прочее, хотя орнаменты тоже могут быть, но орнаменты в данном случае это вторично дополняет образ, а образ вот надо искать в пластике, в духе. То есть архитектура и дизайн могут выражать некий дух и образ эмоционально, и вот, наверное искать вот этот момент.
Весной на выставке Неделя Интерьера и Дизайна было очень много образцов, действительно классные работы с русской культурой, с русской эстетикой. Из Вологды привезли какие-то такие стулья. Я много чего интересного там видел. То есть, люди этим живут, работают, выковыривают эти корни и заставляют их прорастать в современном контексте и это круто.
В рамках выставки вы принимаете участие в панельной дискуссии “Дизайнер интерьера.Куда движется отрасль”. Перечислите, пожалуйста, три основных направления развития интерьерного дизайна.
Я не знаю насчет три, я не считал. Могу сказать, как выяснилось в рамках дискуссии, что во-первых, развитие систем компьютерного моделирования, нейросети, они меняют рынок в определенном смысле. Есть мнение, что нейросеть заменит дизайнера, но это не так. Но, во-первых нейросеть надо освоить, как инструмент. Во-вторых, развитие нейросетей может привести к тому, что с рынка уйдут дизайнеры, которые считают, что их работа заключается в том, чтобы только красиво сочетать цвета, подбирать предметы. Для дизайнеров - это вызов, потому что остануться на рынке те люди, которые делают то, что компьютер сделать никогда не сможет - работать со смыслами, работать с личностью заказчика, понимать его, чувствовать и интерпретировать в некий визуальный образ. Эта тема обсуждалась на дискуссии. Дизайнеры должны нести смысл, нести собственную творческую философию, обращаться либо к философии компании, либо к личности заказчика, пропускать все через призму своей творческой философии и выдавать осмысленный продукт. Компьютер будет создавать симулякр, кому-то этого достаточно.
Помимо этого есть некий вайб определенного специалиста, к которому хотят приобщаться, как, например, Карим Рашид. Развитие нейросетей и ИИ будет влиять на рынок, но это не будет проблемой для дизайнеров, которые несут некий смысл, это может быть проблемой для поверхностного дизайна.
Вторая: потребительские предпочтения меняются. Людей свободных от условностей устраивает ИКЕЯ, они не хотят заморачиваться, делать родовое гнездо “на века”, покупать мебель, которую унаследуют внуки. И даже обеспеченные люди не хотят себя с чем-то связывать и это влияет на рынок в том смысле, что личный выбор свободы от условностей, зачем тогда нужно делать дизайн? Это будет существовать и влиять на рынок. Людям, которые не хотят заморачиваться можно предложить такой “дизайн без дизайна”. Где дизайн не очевиден, где он тонко показан и проявлен.
Третья, вещь связана со второй. ИКЕЯ и развитие производства в целом, сделала так, что дизайн стал технологичен, доступен, но при этом свою потерял уникальность. Но при этом особую ценность начали обретать уникальные вещи, которые представляют предметы искусства, но это идет в противовес этой массовости. Вещи, которые могут выразить философию человека и передать его ценность. “Дизайн без дизайна” не потому что мне плевать, а потому что мне вообще не плевать ни разу. Философию поколения двадцать первого века придется выражать визуальным языком и он так может быть выражен, что это абсолютно выхолощенный, лаконичный дизайн, и при этом с какими то уникальными вещами, и все это завязано. Чтобы быть интересным пользователям нового времени.
WILLIAMS OLIVER откроет «Клуб дизайнеров» 19.10.24
Для резидентов клуба будут организованы встречи, мастер-классы и образовательные программы. Также для каждого дизайнера, присоединившегося к клубу, будет действовать дополнительная система бонусов.
Подробнее...
Арт-кэмп “Дикая Мята” 11.10.24
Арт-кэмп "Дикая Мята" создан людьми, которые с 2008 года делают самый крупный в стране open-air с таким же названием.
Подробнее...
Hometextile & Design - Международная выставка интерьерных тканей, домашнего текстиля и материалов для декорирования, 03.09 - 05.09, Москва, МФЦ "Крокус-Экспо"
Мебельная конференция Conf-Fu Fest China 2024 - Ежегодное отраслевое мероприятие для мебельщиков, в рамках которого проходит отраслевая выставка, мебельная конференция и шоу, 05.09 - 06.09, Санкт-Петербург, DAA DESIGN DISTRICT