Designstory побеседовал российскими финалистами конкурса Lexus Design Award 2018 - Надеждой Абдулинной и Мариной Егоровой, молодыми дизайнерами из Санкт-Петербурга. Наряду с другими 11 финалистами девушки в апреле поедут в Милан для презентации своего проекта международному жюри, которое выберет обладателя Гран-при.
Напомним, что в этом году участникам международного конкурса дизайна, который проводится уже шестой раз, предложили раскрыть тему «CO-» — латинского префикса, означающего идею взаимодействия и сотрудничества в гармонии.
Проект «Grabby» (в переводе с английского «Хватать») – специальная кухонная разделочная доска – инновационный продукт, созданный для людей с ограниченными физическими возможностями, позволяющий работать на доске одной рукой. Верхняя поверхность доски – мягкая кевраловая ткань. Между верхней мягкой поверхностью и жестким основанием находится наполнитель с переработанной кофейной гущей. Наполнитель соединён с основанием вакуумного насоса. Когда продукт ставится на доску, он обволакивается мягкой кофейной гущей. С помощью насоса и созданного им вакуума кофейная гуща становится жесткой и “обхватывает" продукт, который надо нарезать, там самым фиксируя его на доске.
Разработка проекта заняла у Вас несколько лет. С какими трудностями Вам пришлось столкнуться? Что Вам показалось самым сложным?
Надежда Абдуллина: Разработка проекта заняла 1,5 года. Самым сложным моментом оказалась работа в команде. Этой теме я даже посвятила свою дипломную работу – как нематериально мотивировать людей работать над проектом. Но вместе с тем именно общение помогло мне реализовать проект, разные люди мне подсказывали идеи, например Марина (Марина Егорова – дизайнер, соавтор проекта, прим. редакции) и ее молодой человек Яша подсказали мне технологию, которая позволила мне выйти на новый уровень. До этого я интуитивно понимала, что делаю что-то неправильно, поэтому и обратилась к Марине, студентке Академии Штиглица, чтобы она предложило свое видение этого проекта.
Но что для Вас было первичным – непосредственно дизайн, технология или желание найти что-то новое в этом сегменте, для этой категории потребителей?
Надежда Абдуллина: Сначала в течение года я изучала этот сегмент. Это был своего рода самообразовательный проект, в процессе которого я исследовала, как на примере этого продукта – кухонной разделочной доски – выйти на рынок. И в процессе своих исследований я пришла к выводу, я не должна ограничиваться узкой целевой аудиторией, и хочу сделать проект для всех, кому удобно готовить одной рукой.
А с какой технической проблемой Вам пришлось столкнуться?
Надежда Абдуллина: С этим я столкнулась уже после победы в конкурсе (имеется в виду российский этап конкурса Lexus Design Award 2018 Russia Тор Choice), когда стало необходимым изготовить прототип изделия. Мы стали исследовать материалы, и стало очевидным, что наше первичное видение проекта расходится с реальностью. Тогда я обратилась за помощью к друзьям, студентам ИТМО, которые советовались со своими преподавателями, и те давали свои рекомендации по поводу материалов. Так, изначально заявленный кевлар разрушается при воздействии ультрафиолета, воды, химии. Стало понятно, что его нельзя применять на кухне.
Как Вы пришли к окончательному дизайну изделия? Были наверно другие варианты? Расскажите, пожалуйста, подробнее, как Вы пришли к окончательному дизайну?
Марина Егорова: Да, продукт существенно изменился после нашей встречи. Изначально Надя пришла ко мне с макетом разделочной доски для того, чтобы довести проект к визуально привлекательному продукту. Это была сложная задача, так как к функциональной составляющей нужно было добавить продуманный дизайн, при этом ориентируясь на небольшой бюджетом для реализации. Разделочная доска для людей с ограниченными способностями имела на рабочей плоскости несколько так называемых «шипиков», которые должны были фиксировать продукт, что меня немного смущало и тормозило процесс дизайна. Я пыталась найти более безобидный вид для использования доски, смотрела аналоги, но в основном это были специализированные резки для отдельных продуктов с разными насадками и, конечно, с лезвиями. В итоге мы решили не ограничивать проект бюджетом и придумать что-то более подходящее, применяя более качественные и сложные материалы, чем пищевой полимер.
Надежда Абдуллина: После того, как Марина и Яша подсказали мне технологию с вакуумным кофе, я приступила к разработке дизайна – создавать мудборды, пластические ключи и т.д. Когда я посетила Lexus Dome - пространство невероятной красоты, я поняла, что если сделать так, оно взойдёт. Именно после посещения этого пространства, я поняла, что надо подать заявку на конкурс. Мне помогла интуиция, но очень важно постоянно мотивировать себя, я говорила себе: «Надо делать, оно сработает».
Когда Вы работали над проектом, Вы наверно познакомились с аналогичными разработками для людей с ограниченными возможностями. Были ли какие-то проекты, которые Вас вдохновили, натолкнули на эту тему?
Надежда Абдуллина: Да, прежде всего, на создание проекта меня вдохновила моя коллега, которая изучала в институте тему помощи людям с ограниченными возможностями. Она проводила исследования в этой области, например, завязывала руку за спиной и пыталась выполнять какие-то действия. Это было в 2011 году. Спустя 6 лет мы встретились и попытались вернуться к проекту и запустить стартап. Следуя совету знакомого маркетолога, среди других социальных тем мы выбрали именно этот проект, который будет помогать людям с ограниченными возможностями на кухне. Эта совместная работа тогда очень вдохновила меня на развитие темы.
Были и другие проекты, которые меня вдохновили, например, девочка делала проект для людей с болезнью Паркинсона. Это были просто полоски на полу, но люди с такой болезнью воспринимают их как ступеньки, и это помогает им идти без каких-либо приспособлений.
Конечно, я знакомилась с различными разделочными досками, спроектированными для людей с ограниченными возможностями.
Наш нынешний проект создан именно для конкурса Lexus, это дизайн будущего. На этапе разработки я не представляла его стоимости. Сейчас я уже имею представление о том, сколько он может стоить на выходе. Но проект, прежде всего, был придуман для конкурса, потому что по итогам предыдущих лет я понимала, что это конкурс концептов.
В проекте вы используете кофе. Рассматривались ли другие альтернативные материалы?
Марина Егорова: Кофе – очень доступный продукт, подходящий для выполнения функции, возложенной на него в нашем проекте. Вероятно, можно было бы использовать детский кинетический песок, который легко формируется и держит форму, но мы остановились на кофе.
Надежда Абдуллина: Когда Марина предложила кофе, который используется в промышленности, я не стала исследовать другие материалы. Я сейчас занимаюсь изучением материалов для верхних слоев изделия – силикона, латекса, кевлара, полиэтилена. Сейчас используется высокомолекулярной полиэтилен высокий прочности. Но он, конечно, очень дорогой для выхода на рынок.
Заинтересовались ли какие-то компании вашей разработкой с целью запуска ее в производство?
Надежда Абдуллина: Нет, пока никто не заинтересовался проектом, он еще не вполне готов к запуску. Я сейчас сотрудничаю с инженером, который мне помогает решать технические задачи. Но пока я не нашла заинтересованной команды, которая захотела бы это запустить. И мне надо согласовать все до мелочей, прежде чем отдавать проект инженеру в производство. Сейчас я думаю над вариантом проекта без использования насоса, но пока оставлю детали в секрете.
А есть ли какие-то новые идеи, которые хотелось бы реализовать?
Надежда Абдуллина: Сначала я хочу завершить этот проект.
Марина Егорова: Так как я изучаю транспортный дизайн, мне интересно было сделать в этой области проект для людей с ограниченными возможностями. Применить свои знания и современные технологии в сфере общественного транспорта, которые помогли бы людям этой категории.
Что вы ждете от миланской выставки, на которую вы отправитесь в качестве финалистов конкурса?
Надежда Абдуллина: Прежде всего, я хочу походить по выставке, вдохновиться идеями, понять, в каком направлении идет дизайн. Но сейчас я много работаю, готовлюсь к выставке, надо подготовить сайт, визитки… Надеюсь найти партнеров и заказчиков. В рамках выставки состоится презентация нашего проекта. Надеюсь, кто-нибудь им заинтересуется …
Стартует прием заявок на участие в осеннем конкурсе акселератора «Арт-фабрика» 27.09.24
Агентство креативных индустрий (АКИ) Москвы объявило о начале приема заявок на участие в осеннем конкурсе акселератора «Арт-фабрика». В рамках проекта участники конкусра смогут предложить свои идеи для паблик-арта, которые могут быть реализованы в городских пространствах.
Подробнее...
Hometextile & Design - Международная выставка интерьерных тканей, домашнего текстиля и материалов для декорирования, 03.09 - 05.09, Москва, МФЦ "Крокус-Экспо"
Мебельная конференция Conf-Fu Fest China 2024 - Ежегодное отраслевое мероприятие для мебельщиков, в рамках которого проходит отраслевая выставка, мебельная конференция и шоу, 05.09 - 06.09, Санкт-Петербург, DAA DESIGN DISTRICT