Почти год прошел с того момента, как в Мадриде открылся пятизвездочный отель «Пуэрто Америка» (Puerta America). Беспрецедентный проект, профинансированный сетью отелей Silken, стал самым громким дизайнерским событием 2005 года. Владельцы предложили лучшим дизайнерам и архитекторам принять участие в оформлении интерьеров и внешней отделке мадридской гостиницы. Это совершенно новый подход к оформлению отелей, которые в большинстве своем характеризуются группами повторяющихся по дизайну и обстановке номеров. Здесь этаж создан по проекту одного из звездных мастеров, каждый из которых использовал для реализации своего проекта не только всю свою фантазию, но и самые передовые технологии и материалы: в интерьерах отеля можно увидеть обработанные сталь и алюминий, дорогие композитные материалы, дерево, кожу, натуральный камень и, конечно, необычные системы освещения.
В результате получилось здание, напоминающее прекрасную драгоценную шкатулку, стоит только открыть крышку, как попадаешь в мир, полный сюрпризов. Каждая комната отеля, каждый план, каждый поворот открывают что-то новое и неожиданное. Каждый этаж отражает особенный мир его создателя, чья фантазия практически никак не была ограничена.
К работе над проектом было привлечено 12 всемирно известных архитекторов и дизайнеров, которые оформили 12 этажей отеля, 342 его комнаты, просторные холлы, парковку, несколько ресторанов и баров.
Общие площади планирует Джон Поусон (John Pawson), рестораны — компания “Лиэгр и партнеры” (Christian Liaigre), номера 1-го этажа — Заха Хадид (Zaha Hadid), 2-го этажа — Норман Фостер (Norman Foster), 3-го этажа — Дэвид Чипперфильд (David Chipperfield), 4-го этажа — студия “Плазма”, 5-го этажа — испанские дизайнеры Витторио и Лючино (Victorio & Luchino), бары на 6-м этаже — австралиец Марк Ньюсон (Marc Newson), номера 7-го этажа — израильтянин Рон Арад (Ron Arad), 8-го этажа — интернациональный дуэт Ушида — Финдли (Kathryn Findlay), 9-го этажа — дуэт Глюкман — Майнер (Richard Gluckman), 10-го этажа — японец Арата Исозаки, 11-го этажа — испанец Ксавье Марискаль (Javier Mariscal) и, наконец, 12-го этажа — француз Жан Нувель (Jean Nouvel). Он же проектировал фасад отеля.
Марк Ньюсон (Marc Newson)
"Главный элемент в баре - огромная металлическая конструкция, состоящая из множества тонких и узких планок. Кресла и столики в баре похожи на соты. Столики выполнены из акрилового камня и светятся изнутри благодаря встроенной подсветке. Я испытываю особую тягу к самолетам, поэтому постарался сделать интерьеры без углов. На моем этаже коридор, покрытый красным глянцевым лаком, плавно перетекает в лобби. Так как площадь сьюта невелика, пришлось сэкономить пространство: в изголовье кровати я встроил тумбочки-столики, а стену ванной комнаты заменил раздвижной дверью."
Джон Поусон (John Pawson)
"Я хотел разработать принципиально иную концепцию фойе, отличающуюся от всех ныне существующих. Обычно фойе гостиниц производят унылое впечатление, в них не хочется оставаться долго. Конечно, здесь находятся рисепшн и зона отдыха гостей - в этом состоят главные функции этого пространства. Однако моя идея заключалась именно в том, чтобы получилась комфортная атмосфера. Я люблю свободный объем и простые геометрические формы. Здесь я использовал натуральные материалы, благодаря которым получилось пространство, притягивающее человека своей положительной энергетикой. А панорамные полукруглые окна во всю стену визуально увеличили объем. Хотелось уйти от общепринятого клише, что холл - это неуютная зона, где нельзя долго находиться."
Кристиан Лиэгр (Christian Liaigre)
"Ресторан разделен на два уровня: основной ресторан и бар находятся на нулевом этаже отеля, а ресторан, где гости завтракают, меньший по площади, расположен в бельэтаже. Огромные окна основного зала украшены оригинальными жалюзи из массива дерева, которые стилизованы под необработанные доски. Когда двигаешь одну доску, в движение приходят остальные - таким образом можно регулировать дневное освещение. Мебель также выполнена из массива дерева, диваны украшены вышивкой. Зеркала и роскошные шторы из тисненой кожи с испанскими узорами - главные декоративные элементы интерьера."
Заха Хадид (Zaha Hadid)
"Мне всегда хотелось воплотить в архитектуре внутреннюю и внешнюю форму потока воды. Поэтому этот проект - яркая реализация идеи текучести. Я создала пространство, в котором невозможно увидеть границ стен, потолка, пола, предметов мебели, сантехники-это всеобъемлющая, единая и непрерывная поверхность. Каждый элемент интерьера номера - стены, дверь в спальню с подсветкой, ванна, раковина с зеркалом, мусорная корзина, кровать, стул и скамья у окна, словно вырастающая из стены, - имеет свой уникальный изгиб. Сначала были сделаны трехмерные цифровые модели интерьеров номеров, холла у лифта, коридора, затем их элементы изготовили из акрилового камня LG HI-MACS."
Рон Арад (Ron Arad)
"Холл у лифта - самое любопытное место нашего проекта. Во-первых, его форма решена весьма своеобразно: в центре потолка, словно огромная капля, свисает светильник, а под ним расположен пуф-кольцо. Во-вторых, на стенах установлено множество экранов, на них человек, ждущий лифта, может видеть людей, перемещающихся во всех четырех лифтовых кабинах. Цифры на входных дверях комнат, как и ручки, были нарисованы, а затем выполнены из тончайшего металлического листа. Металлические обручи, помещенные между полукруглыми входными дверями в коридоре, играют помимо эстетической и функциональную роль - это ограничители для дверей."
Дэвид Чипперфилд (David Chipperfield)
"Черный коридор производит эффект изысканного аристократического и эстетского дизайнерского пространства благодаря уникальной системе скрытой подсветки. Сама архитектура крайне проста. Все настроение задает палитра роскошных цветов и материалов. Но именно благодаря ей нам удалось создать в номерах очень спокойную атмосферу, сродни той, что бывает в артгалереях и музеях."
Ричард Глюкман (Richard Gluckman)
"Меня увлекла концепция "коробки в коробке", которая позволяет создать мультифункциональный интерьер на небольшой площади. Целью было продемонстрировать различие между жизнью человека в отеле и дома. В номере получился простой, но выразительный и светлый дизайн. Отличительная его особенность - двойная стена, декоративная поверхность которой - стекло с четырьмя нишами из метакрилата. В центральную нишу встроен телевизор, в левой стоит телефон, а правая используется вместо письменного стола. Стена из желтого стекла находится в комнатах, выходящих на южную сторону здания, а из голубого - на северную."
VICTORIO&LUCCHINO
"Артобъекты и классическая мебель, зажженные свечи, нежные орхидеи образуют желанную атмосферу роскоши и романтики, где объединены мода и дизайн. Нам хотелось сделать интерьеры максимально комфортными, уютными, домашними. Поэтому мы использовали кожаные аксессуары и мягкие подушки, поставили настольные лампы, основания которых обиты бархатом. Мы сделали акцент на натуральных тканях, приятных на ощупь: бархат, гладкий лен и хлопок. А насыщенные цвета - темно-красный и черный - поглощают свет и смотрятся благородно на креслах в китайском стиле, на покрывалах, шторах."
Кэтрин Финдлей (Kathryn Findlay)
"Холл у лифта погружает вас в атмосферу праздника: в стены встроена оригинальная светодиодная система подсветки с сенсорными датчиками, реагирующими на цвет одежды. Благодаря светильникам поверхность полукруглых стен кажется ажурной. Когда человек идет вдоль стен холла, множество светильников "следуют" за ним, меняя цвет освещения в соответствии с цветом его одежды. В центре холла установлены белые пуфы, имеющие неправильные округлые формы и напоминающие облака. Коридор оборудован другой системой подсветки. Когда человек появляется в коридоре, включаются сверкающие светодиоды, бегущие строкой у пола вдоль стен. Они также снабжены сенсорными датчиками цвета и, как хамелеоны, отображают цвет костюма гостя."
Ева Кастро (Eva Castro) и Хольгер Кене (Holger Kehne) - студия "Плазма"
"Принцип построения нашего интерьера основан на идее преломления плоскости и на игре с отражающими поверхностями. Мы решили представить пространство как средоточие бесконечного множества поверхностей. Это удалось осуществить в холле у лифта и в коридорах. Космические интерьеры с множеством граней выполнены из металлических листов, а в швы встроили светильники, представляющие собой узкие полоски органического стекла со светодиодами."