«Воровство детей» - именно это инкриминировали тем, кого называли плагиаторами в Древнем Риме. Сегодня плагиат – тоже воровство, но идей и авторства. Этот явление не обошло стороной практически ни одну сторону человеческой жизни – от поэзии до производства мебели и высокотехнологичных предметов интерьера, таких как светильники или смесители. Но конечно, больше всех страдает от плагиата и подделок – мебельная индустрия.
Этой осенью в Санкт-Петербурге прошла серия встреч профессионалов, посвященных защите интеллектуальной собственности проектировщиков мебели, интерьеров и оборудования. Куратором этих b2b событий стала известный эксперт дизайна, кандидат искусствоведения Ксения Бандорина.
В рамках выставки MIFIC Expo (организованной выставочным объединением РЕСТЭК), прошел семинар «Проблема плагиата в дизайне мебели и интерьеров: грань между репликой и воровством», в котором приняли участие ведущие специалисты по вопросам дизайн-этики, историки и аналитики дизайна, практикующие проектировщики. На выступлениях и в свободных обсуждениях поднимались такие насущные вопросы как: границы авторства и цитирования, современная ситуация и закон на рынке мебели и интерьеров, мировые тренды — как открытый путь к цитированию или творчеству, европейская практика борьбы с плагиатом и защиты авторских прав в области мебельного дизайна и производства, наследие дизайна как основа культуры проектирования, мировой опыт создания реплик, возможности использования дизайнерских идей. Каждый спикер выступил со свое четко обозначенной позицией по отношению к плагиату в мебели и проблеме прямого цитирования.
Кулекина Ольга Валерьевна, руководитель бюро дизайна и архитектуры "New Interior"
-- Фэйки не одобряю! Лучше покупать оригинал, а если бюджет не позволяет, то имеет смысл приобрести изделие молодых, пока пусть и неизвестных дизайнеров, но с очень оригинальной концепцией. Конечно, это сложно предугадать будущее этого дизайна – будет ли вещь впоследствии популярной. Это могут сделать люди с хорошим вкусом или большим опытом. Российским производителям я бы порекомендовала не копировать известные образцы, а пригласить дизайнера с мировым именем и выпустить новые модели собственного авторства. Если нет такой возможности, то можно сотрудничать с молодыми интересными и креативными, внедрять смелые (порой кажущимися невозможными) идеи и нанимать дорогостоящих конструкторов, чтобы те могли эти идеи реализовать в производстве. Всем известно, что воровать нехорошо. Не единожды я стакивалась с тем, что мои работы воруют: берут фотографии реализованных объектов (или визуализации) и выдают за свои. Это неправильно. Я ничего не имею против, когда берут за основу идею и, пропуская через призму собственного сознания, создают что-то свое, новое. Это приемлемо. Мы тоже создаем свои работы, вдохновляясь лучшими образцами мировой культуры. Это нормально и правильно. Так нас учили в институте. А вот чужое за свое выдавать непорядочно.
Павел Ульянов, исследователь дизайна
- Задачи культуры – накапливать, сохранять и преумножать человеческие достижения. Как и фундаментальные науки, дизайн опирается на весь существующий опыт, как исторический, так и новейший. Модификация и оптимизация существующих решений под новейшие технологические и эстетические требования является основой практики дизайнеров. Обращение к выдающимся решениям прошлого, ставшим отправной точкой для последующей оптимизации, можно расценивать как знак культуры, и лишь формальное их копирование как конечный результат – является плагиатом.
Маргарита Морозова, PR-представитель Vitra и Artek в России, Brand Angel PR&Communications
- Цена плагиата – это рабочие места. Кроме того, лицензированные фабрики-производители вкладывают сотни тысяч евро в собственные патенты и промышленные образцы, пытаясь защитить от пиратов свою торговую марку, а также нанимают лучших консультантов по защите интеллектуальной собственности. Инвестиции в производство является еще одним вкладом брендов в борьбу с пиратством: дизайн хоть и можно скопировать, но качество продукции «Made in Germany» или «Made in Switzerland» подделать невозможно.
Павел Кулаков, дизайнер мебели и интерьеров
- Покупая оригинальный предмет, человек покупает не только сам предмет, а часть культуры выраженной в дизайне.
«Быть, а не казаться» - вполне уместное выражение при замене оригинала на вполне похожую подделку, насколько допустимо делать замену решать заказчику объекта. Я как дизайнер выберу всегда авторский вариант. Кто-то сказал: «проект — перетекание умозрительного предположения в материальную форму и фактуру объекта». Если умозрительно мы допускаем для себя подделку, то на объекте это также отразится.
Подозреваю, что тут проблема сложнее, чем кажется, так как средства технологии и производства все более упрощают возможность копирования. От копирования дизайна существующих знаковых объектов — сейчас защититься все сложнее.
Распространенной иллюзией заказчика интерьера является то, что можно быстро сделать копию, подобную оригинальному предмету мирового дизайна, который формировался совершенно в других условиях и возможностях производства. Негативный результат при замене в таком случае неизбежен.
Бандорина Ксения (эксперт дизайна, кандидат искусствоведения, доцент СПГХПА им. А.Л.Штиглица)
- Плагиат и копии – суть разные явления. Создание доступных копий (с сохранением авторства мастера) – это не плагиат, это возможность для людей, не имеющих больших финансовых возможностей, реального общения с дизайном, а значит – повышения уровня жизни, образования, культуры. Вспомним, что дизайн изначально формировался не как средство создания роскоши, его задачей было обеспечение человека комфортной предметной средой, выпуск продуктов массового потребления. Сегодня ситуация такова, что экономика и маркетинг возвели некоторые предметы дизайна в малодоступные предметы роскоши, на которые большинство потребителей может смотреть только в журналах. Отсюда и происходит тренд плагиата в современном дизайне. В силах российских, да и европейских производств, создать программу доступного дизайна – качественного и актуального.
Тема же репродукций всегда существовала в интерьерах, и в исторических, и в интерьерах новейшего времени – живопись и графика, мелкая пластика и предметный декор, но ни у кого не вызывало это критики, потому что в этих работах всегда оставалось имя художника. Важно сохранять уважение к автору, создателю произведения.
Большой интерес и неоднозначные мнения по этому вопросу собрали профессионалов дизайна в салоне мебели Kare design, где искусствовед Ксения Бандорина представила авторскую лекцию «Плагиат или копии: правила честного цитирования», организованную Chez Moi (instagram: @chezmoiru).
Каждый из дизайнеров и проектировщик делился своим личным и профессиональным отношениям к китайским копиям известных мебельных образов, к возможности или невозможности использования прямых заимствований, приобретению знаменитых аналогов.
Ирина Алексеева, дизайнер:
- На мой взгляд, к плагиату в промышленном дизайне надо относиться рационально, как к неизбежному явлению. При сегодняшних темпах жизни и возможностях информационного обмена скорость распространения идей очень велика. Оригинальная идея, прекрасная форма, или удачная конструкция быстро становятся частью общего информационного поля. Но тут важно помнить, что сами по себе идея, конструкция, форма не гарантируют на 100% успех продукта. Выигрывает сегодня не тот, кто первый придумал, и даже не тот, кто первый запустил в производство. Выигрывают те дизайнеры и те компании, которые лучше конкурентов отвечают на запрос покупателя, предлагают оптимальное соотношение эстетики, качества и, что очень важно, цены. Они завоевывают покупателя, даже если их продукт очень близко цитирует (или даже копирует) что-то уже существующее на рынке. Юридически бороться с плагиатом настолько сложно, что это можно считать бесполезным занятием. И, я думаю, что во всем этом есть хороший вызов дизайнерам. Конкуренция идей сместилась сегодня в сторону конкуренции непосредственно продуктов. Можно (и нужно) гордиться, если твою идею подхватили и всячески тиражируют. Но «воры» не платят автору. Дизайнеру очень полезно изучать коммерчески успешные реплики. Они могут дать стимул усовершенствовать изделие, использовать альтернативные материалы, оптимизировать технологию производства. И, в итоге, выиграть конкурентную борьбу с плагиатом.
Сергей Телевной, дизайнер:
- Плагиат в дизайне мебели и интерьеров - некорректное слово. Правильнее - копирование, это и хорошо и плохо одновременно. К примеру, гений создал мебельный шедевр, который прекрасен, но недоступен для рядового (и не очень рядового) потребителя-покупателя. Малоизвестный, но качественный производитель заимствует идею, воплощает ее в недорогих материалах, снижает стоимость изделия настолько, что каждый его может купить и насладиться его достоинствами. Вроде бы хорошо - искусство в массы. Но, с другой стороны, с самого шедевра снимается аура недоступности, элитарности, таинственности. При этом мне самому очень нравятся качественные реплики мебели, арт-объектов, элементов дизайна, которые заставляют "звенеть" интерьер.
Мария Сидорова, основатель дизайн-агентства #4концепции
- Сегодня как никогда необходимо открыто обсуждать существующую ситуацию на рынке подделок и реплик. Я считаю, что важно и даже необходимо затрагивать подобные темы, которые вошли не просто в отдельную отрасль, а стали уже частью мира искусства, моды и дизайна. Мы должны быть носителями идеи дизайна и формировать в обществе правильное ощущение стиля и качества. Моё личное отношение к плагиату - негативное. Я считаю необходимым информировать заказчиков об использовании в их проектах копий (предметов буквально слизанных один-в-один с известного всем оригинала). К аналогам (вещи, которые появились благодаря вдохновению от идеи, образа и доработаны другим автором) я отношусь позитивно. Для меня, как профессионала, формирующего предметную среды человека, главным критерием при выборе мебели и оборудования, является качество. Я предпочитаю использовать в некоторых проектах аналоги, более бюджетные предметы, которые сделаны качественно и поддерживают стилистическое решение предмета, при этом, отвечая всем поставленным задача интерьера. В этом есть оправданная экономия.
Денис Федоров, дизайнер студии Tash-design
Плагиат для дизайнера – понятие очень неоднозначное. Ни один проектировщик не может откинуть уже имеющийся визуальный опыт, и при создании изделия пользуется ранее виденными образами, даже неосознанно.
Интерпретация этих базовых элементов, взгляд под другим ракурсом и формируют новые формы, пополняя классификации по назначению, форме, стилю. Иногда достаточно поменять одну деталь, и полностью изменится функциональное значение предмета. Например, если на комод поставить раковину, чем не мебель для ванной комнаты? И кто скажет, что это – плагиат?
Руслан Карабалин, дизайн-группа Art-Gluck:
Рассмотрим проблематику реплик на примере секса. Беспорядочные половые связи - это плохо, ведут к плохому качеству во всех смыслах и направлениях. Постоянные отношения с одним человеком - это нормально, но скучно. Упорядоченные осознанные связи - это хорошо и не скучно. Дело в том, что Секс не придумывали люди, они им просто занимаются. Дизайн тоже не придумывали люди, его придумала природа. А значит реплики в дизайне... Ну вы понимаете да?
Новинки сезона от Dantone Home 13.11.24
Предлагаем сезонную подборку от Dantone Home, которая позволит создать в доме неповторимую атмосферу для приятных вечеров в кругу самых близких.е. Подробнее...
Hometextile & Design - Международная выставка интерьерных тканей, домашнего текстиля и материалов для декорирования, 03.09 - 05.09, Москва, МФЦ "Крокус-Экспо"
Мебельная конференция Conf-Fu Fest China 2024 - Ежегодное отраслевое мероприятие для мебельщиков, в рамках которого проходит отраслевая выставка, мебельная конференция и шоу, 05.09 - 06.09, Санкт-Петербург, DAA DESIGN DISTRICT