12 июня открылись двери нового здания Музея современного искусства «Гараж».
Прежде здесь находился известный в 1960-е годы ресторан «Времена года», заброшенный на протяжении последних 20 лет. Над реконструкцией забытого памятника советского модернизма работало бюро Рема Колхаса ОМА — международный лидер в сфере градостроительства и культурного анализа. На трех этажах здания общей площадью более 5400 кв. м размещаются пять экспозиционных пространств, Проектная комната, Лекторий, Детская комната, а также книжный магазин и кафе.
Экспозиционная программа нового «Гаража» открылась одновременно семью выставками, захватив с помощью яркой инсталляции Яёи Кусама и часть парка.
Ключевым понятием работы бюро Колхаса OMA с памятником советского модернизма стало сохранение. Здание, построенное по типовому проекту в 1968 году, было приспособлено под нужды музея в том виде, в котором оно ему досталось в 2011. Были сохранены не только внутренние объемы, но и такие детали, как относящиеся к разным периодам жизни бывшего ресторана фрагменты облицовки стен. Снаружи уцелевшую железобетонную структуру окружил приподнятый на два метра над землей фасад из поликарбоната. Это решение не только придало зданию современный вид, но и подчеркнуло его открытость – одно из примечательных качеств архитектуры 1960-х годов. По словам Колхаса, работая над проектом, он стремился к десоветизации образа постройки и превращению ее в объект памяти своего времени, который продолжает жить и эффективно функционировать в современной реальности.
Интерьерные решения были разработаны московским бюро FORM, уже сотрудничавшим с «Гаражом» в проектах образовательного центра и штаб-квартиры музея. Выбор предметов мебели отвечает линии, заданной Колхасом: в музейных пространствах поселились выдержавшие проверку временем образцы, а дополнением к ним стали передовые современные разработки.
В обстановке библиотеки задействованы предметы швейцарского бренда Vitra, имеющего обширную практику сотрудничества с образовательными и культурными учреждениями и арт-институциями по всему миру и располагающего одной из самых обширных в мире коллекций икон дизайна XX века. Минималистичный интерьер расцветили стулья Eames Plastic Side Chair ключевых фигур американского модернизма Чарльза и Рэй Имз.
Легендарный стул, впервые представленный в 1948 году на конкурсе «Экономичный дизайн мебели» Музея современного искусства MoMA в Нью-Йорке, вошел в историю дизайна как первый в мире стул из пластика, производящийся промышленным способом. Органическая форма обеспечивает исключительный комфорт, а целый ряд разнообразных вариантов базы и широкая цветовая палитра позволяют найти идеальное решение, отвечающее различным требованиям и видам использования.
Стойкие и надежные стулья из пластика жизнерадостных цветов оттеняет другой объект четы Имз – ширма Folding Screen, появившаяся на свет в 1946 году в результате экспериментов дизайнеров с формованной фанерой. Эта ширма не только функциональный элемент для зонирования пространства, но и впечатляющий скульптурный объект. Шесть элементов соединены при помощи тканых текстильных петель, позволяя варьировать волнообразную структуру или компактно складывать ширму для хранения.
Объекты Имз дополняет еще один яркий предмет из коллекции Vitra – столик Prismatic Table, созданный в 1957 году Исаму Ногучи. Американский скульптор и дизайнер японского происхождения соединил в своих работах Восток и Запад, модернистскую культурную традицию и приемы искусства Китая и Японии. Необычная форма столика на трех ножках и с поверхностью в виде шестиугольника навеяна техникой оригами, но материалом для ее воплощения послужила не бумага, а тонкий стальной лист.
Пространство музейного кафе наполнили предметы финского классика Илмари Тапиовара из коллекции бренда Artek – диваны, кресла и столики семейства Kiki. Разработанная в 1960-м году серия сразу заслужила признание и сегодня считается в Финляндии одной из наиболее успешных линий мебели для общественных пространств.
В отличие от более ранних объектов Тапиовара, в которых он придерживался органических форм, серия Kiki отмечена предельной чистотой линий. Несущие рамы выполнены из окрашенной в черный цвет стали, благодаря чему приобретают стройную простоту. Как и Чарльз и Рэй Имз, Тапиовара стремился создавать демократичный дизайн. Гуманистическая миссия дизайнеров-модернистов как нельзя лучше сочетается с философией Музея «Гараж» – делать культуру и искусство доступнее.
Авторы проекта обновленного «Гаража» не обошли вниманием и санузлы, оборудовав их дизайнерской гарнитурой SELV от немецкого сантехнического премиум-бренда Dornbracht. Сотрудничество с культурным институтом уровня Музея «Гараж» закономерно для Dornbracht, ведь компания на протяжении без малого 20 лет ведет активную культуроформирующую деятельность в рамках Dornbracht Culture Projects®, поддерживая актуальных художников, архитекторов, дизайнеров. Поддержка арт-проектов служит для Dornbracht неиссякаемым источником вдохновения и помогает сохранять позиции лидера и трендсеттера в своем деле.
Для Dornbracht новое здание «Гаража» является продолжением сотрудничества – в образовательном центре музея установлены смесители IMO, разработанные многолетним партнером Dornbracht дизайн-бюро Sieger Design.
Новинки сезона от Dantone Home 13.11.24
Предлагаем сезонную подборку от Dantone Home, которая позволит создать в доме неповторимую атмосферу для приятных вечеров в кругу самых близких.е. Подробнее...
Hometextile & Design - Международная выставка интерьерных тканей, домашнего текстиля и материалов для декорирования, 03.09 - 05.09, Москва, МФЦ "Крокус-Экспо"
Мебельная конференция Conf-Fu Fest China 2024 - Ежегодное отраслевое мероприятие для мебельщиков, в рамках которого проходит отраслевая выставка, мебельная конференция и шоу, 05.09 - 06.09, Санкт-Петербург, DAA DESIGN DISTRICT