В прошлом году Генеральная Ассамблея Организации Объединенных Наций объявила 19 ноября днем World Toilet Day. Предпосылкой этому стало отсутствие адекватных санитарно-гигиенических условий для более чем 40 процентов мирового населения.
Осознавая важность этой проблемы, сотрудники «Klo & So» - музея санитарной техники в Гмундене, Австрия – посвятили уборной отдельную выставку «Уборная. Безмолвные свидетели. История культуры унитазов и ванных комнат». Некоторые экспонаты выставки можно будет увидеть вплоть до конца ноября на экспозиции «Fundamentals» («Основы») Рема Колхаса в рамках архитектурной биеннале в Венеции.
В уникальной единственной в мире коллекции собрано более 200 экспонатов, которые датируются 18-м веком. Экспонаты представляют собой героев оригинальных историй об «уборной». От туалетов-стульев и передвижных туалетов в качестве предмета мебели до умывальников с художественной ручной росписью, вплоть до первых керамических унитазов с отделкой лазурью.
В распоряжении музея на бессрочной основе находятся работы компании Laufen, ведущего швейцарского производителя решений премиум-класса для ванных комнат и специалиста по производству качественной санитарно-технической керамики. Для Laufen поддержка музея и коллекционирование – это общественная обязанность по созданию благоприятных условий для восприятия важного культурного наследия.
«С точки зрения истории культуры, унитаз со сливным бачком – это, безусловно, значимое достижение цивилизации и важная веха в истории урбанизации – и, возможно, один из самых недооцененных предметов повседневного обихода», - говорит Альфред Цинхобль, куратор Klo & So. – «Без туалетов, вряд ли бы мы могли справиться с проблемами гигиены и, следовательно, эпидемиями в современных крупных городах».
Вехи истории
История уборных помещений развивалась параллельно процессу урбанизации и индустриализации современной эпохи: впервые унитаз был изобретен в 1596 году в Англии сэром Джоном Харрингтоном. Он был оборудован элементами, знакомыми нам сегодня: сиденьем, сливным бачком и клапаном. Несмотря на то, что такой унитаз был установлен во дворце Королевы Елизаветы I, изобретение не было воспринято всерьез и на долгие годы было забыто. О нем вспомнили лишь в 1775 году, когда лондонский часовщик Александр Камминг оснастил «English water closet» («Английский водяной затвор») сифоном для предотвращения появления неприятных запахов. С тех пор, Камминг считается изобретателем современного унитаза. Томас Уильям Твайфорд из Хэнли, британский гончар, создал первый фаянсовый унитаз в 1870 году. «По сравнению с распространенными на тот момент чугунными унитазами, это было серьезное усовершенствование», - говорит Цинхобль. – «Керамика более гигиенична, легко чиститься и экономична в производстве». Таким образом, керамика определила прорыв в развитии санитарной техники, будучи достаточно дешевым материалом для промышленного производства унитазов. В 1957 году швейцарец Ганс Маурер изобрел первый washlet, который получил распространение, в основном, в Японии, а в 1963 году Ксавьер Йерманн, инженер в области ванных комнат компании Laufen Швейцария, изобрел первый подвесной керамический унитаз.
Внедрение в промышленное производство
Несмотря на то, что керамический унитаз сегодня производиться большими партиями, производство унитазов по-прежнему востребовано. Основной причиной этого является сырье, из которого состоит керамический раствор: каолин, глина, полевой шпат и кварцевый песок. «Это природные продукты, свойства которых не меняются уже на протяжении миллионов лет, поэтому каждая партия слегка отличается от другой», - объясняет Йозеф Линнер, директор по развитию компании Laufen, имеющей керамический завод в г. Гмунден, который специализируется на производстве комплексной керамической сантехники. Несмотря на то, что специалисты по керамики могут минимизировать эти несоответствия, они не могут обеспечить однородность суспензии, чего легко можно добиться при использовании ненатурального сырья.. «Для этого нужно иметь большой опыт работы с материалом, который можно получить только за годы практики», - говорит Линнер.
Интуиция как в пекарном деле
Вторая проблема при производстве керамических унитазов – это «усадка». Во время сушки и обжига в туннельной печи при температуре выше 1 200 °С из керамики испаряется вся вода. При этом наблюдается усадка изделия до 12% , но настолько неравномерная и хаотичная, что приводит специалистов по керамике в полное отчаяние. «Это похоже на выпекание тортов, только наоборот. Как сложно предсказать насколько поднимется торт во время выпекания, так и при «выпечке» керамики нельзя точно сказать заранее, в каком месте изделие потеряет большую часть своей массы из-за испарения воды», - объясняет Линнер. Как и опытный пекарь, специалист по керамике должен доверять своей интуиции и учитывать деформацию уже на стадии разработки изделия и доводить его до совершенства. Системы проектирования терпят фиаско, поэтому специалисты CAD должны полностью полагаться на свои инстинкты. На разработку унитаза для серийного производства может уйти около года.
Самое требовательное керамическое изделие для ванной комнаты
Геометрия чаши унитаза также представляет настоящее испытание для разработки и производства. Каналы подачи воды должны иметь идеальную форму для оптимально чистого смыва, в противном случае, давление оказывается недостаточным для смыва. «Очень важно, чтобы вся внутренняя поверхность чаши полностью омывалась, бумага смывалась в сифон в течение первых секунд, в противном случае, она плавает на поверхности», - говорит Линнер. Многочисленные международные стандарты, устанавливающие размер водного пространства или сифона или количество бумаги и субстанции, которое необходимо смыть, совсем не облегчают задачу проектировщикам. С технической точки зрения нет ни одного керамического изделия, которое было бы таким же сложным и требовательным, как унитаз», - считает Линнер.
Сложность и гигиена являются взаимоисключающими понятиями
Несмотря на длительный и трудоёмкий процесс производства, невозможно представить жизнь в современном мире без унитаза. Наблюдается тенденция оптимизации и разработки новейших технологий и гигиены: например, безободковые унитазы и не требующие особого ухода поверхности упрощают процесс чистки, а улучшенная эргономика или процесс смыва увеличивают комфорт. Исследователи также делают упор на более экономичные механизмы смыва – как уже существующие, например, унитаз, который смывает всего двумя литрами воды – и уменьшение веса керамики, что уже используется в новых SaphirKeramik от Laufen. «Но унитазы должны быть просты в обращении», - считает Цинхобль, «потому что сложность и гигиена - взаимоисключающие понятия».
Агентство креативных индустрий и компания АРХИWOOD стали партнерами 16.08.24
Агентство креативных индустрий (АКИ) и компания АРХИWOOD заключили соглашение о сотрудничестве. Партнерство направлено на создание благоприятных условий для развития креативных проектов, предпринимательства, взаимодействия бизнеса и представителей творческих профессий.
Подробнее...
Hometextile & Design - Международная выставка интерьерных тканей, домашнего текстиля и материалов для декорирования, 03.09 - 05.09, Москва, МФЦ "Крокус-Экспо"
Мебельная конференция Conf-Fu Fest China 2024 - Ежегодное отраслевое мероприятие для мебельщиков, в рамках которого проходит отраслевая выставка, мебельная конференция и шоу, 05.09 - 06.09, Санкт-Петербург, DAA DESIGN DISTRICT