Московский музей дизайна и ГМИИ им. Пушкина представляют выставку «Британский дизайн: от Уильяма Морриса к Цифровой революции» в рамках Перекрестного Года культуры Великобритании и России.
Даты проведения: 3 октября – 30 ноября 2014 года
Адрес: Волхонка 12, главное здание ГМИИ им. А.С. Пушкина
Камерная по составу, но фундаментальная по содержанию выставка – диалог искусства дизайна XIX и XXI веков. В экспозиции представлены 12 экспонатов знаменитых художников и дизайнеров XIX века из коллекции Музея Виктории и Альберта (Лондон) и 20 работ современных дизайнеров.
Переосмысляя актуальные задачи времени, каждая эпоха создает свою эстетику, на которую влияет как мировоззрение человека, развитие его творческого мышления, так и технологический прогресс.
Дизайн зародился в середине XIX века в Великобритании, стране, где началась Промышленная революция. В этот период производство становится серийным, ремесленника заменяет машина. Реакцией на это стало возникновение во второй половине XIX века «Движения искусств и ремесел», во многом определившего развитие дизайна начала ХХ века.
Уильям Моррис. 1834–1896, «Уэй». Образец ткани для мебели. 1883, Производитель “Morris & Co”, Хлопок с набивным рисунком, синяя вытравка,
Музей Виктории и Альберта. Лондон, Фотография предоставлена музеем Виктории и Альберта. Лондон
Арина Пэйдж (род. 1983), Жакет с объемными рукавами. 2012, Коллекция «Простое в сложном, сложное в простом», Шелк, кринолин, Предоставлено автором, Фотограф Панос Дамаскинидис
Лидер и идеолог движения – Уильям Моррис, вдохновленный трудами писателя и теоретика искусства Джона Рескина, выступал за сохранение богатых национальных традиций декоративно-прикладного искусства. Идеалом для Морриса служил средневековый мастер-ремесленник, вручную изготавливающий каждую вещь. Однако эстетика Морриса не была прямым копированием культурного наследия прошлого. В основе созданной им художественной системы – синтез архитектуры, живописи и декоративного искусства.
Современник Уильяма Морриса – Кристофер Дрессер, стал первым независимым и коммерчески успешным промышленным дизайнером. Дрессер искал новые визуальные формы – эстетически привлекательные, но не требующие для реализации сложных промышленных технологий. Он подходил к дизайну с точки зрения функциональности: форма и материал должны соответствовать назначению вещи. Во многом на его взгляды, опередившие время, повлияло увлечение традициями искусства Японии. Дрессер не использовал напрямую японские мотивы, не пытался их копировать – он переосмыслил их, создав свою эстетику.
Идея синтеза искусств Уильяма Морриса и функциональный подход Кристофера Дрессера определили пути дальнейшего развития британского дизайна.
В ХХ веке цифровые технологии сменили аналоговые и механические. Компьютерное моделирование, 3D печать, лазерная резка к началу 2000-х годов применялись уже для производства не только отдельных деталей, но и законченных промышленных изделий. Этот процесс получил название «Цифровая революция» или «Новая индустриальная революция».
Экспозиция выставки построена по принципу диалога предметов, созданных в XIX и ХХI веках. Это дает возможность оценить актуальность произведений основоположников британского дизайна и проследить преемственность традиций в работах современных авторов.
Кристофер Дрессер. 1834–1904 Яйцеварка с горелкой. 1884–1885, Мастер Х. Стратфорд, Серебро, черное дерево, Музей Виктории и Альберта. Лондон, Фотография предоставлена музеем Виктории и Альберта. Лондон
Майкл Иден (род. 1955), «Цветение в сером». Ваза. 2011, Производитель “Adrian Sassoon”, Высококачественный нейлон с мягким минеральным покрытием, 3D-печать посредством послойного сплавления, Предоставлено “Adrian Sassoon”, Фотография “Adrian Sassoon”
Рисунок Уильяма Морриса «Ветви ивы» (1887), представленный в экспозиции, стал основой для видеопроекции Кристофера Пирсона «Взгляни на свои стены» (2006). Пирсон с помощью современных технологий создал «обои», рисунок которых не статичен, а изменяется на поверхности стены: распускаются бутоны цветов, растут ветви, опадают листья.
Выполненные Кристофером Дрессером с использованием металла предметы сервировки (1878) минималистичны; главное в них – материал и тщательно разработанная форма. Две пары ваз «Раскол» (2008) знаменитого архитектора Захи Хадид из единого металлического блока также лишены декоративных элементов.
Кресло, созданное шотландским архитектором Чарльзом Рени Макинтошем в 1917 году, имеет подчеркнуто лаконичный геометрический силуэт. Стул «Воплощение» (2002), изгибы которого повторяют контуры человеческого тела, спроектирован Джулианом Майором в минималистической эстетике.
Поиски способа визуализации музыки занимали художников и композиторов начала ХХ века. Британский мультимедиа-художник Дэвид Куайола воплотил их идеи в аудиовизуальной инсталляции «Пейзажи Равеля» (2014), в которой звуки музыкальных произведений Мориса Равеля преобразуются на экране в изображения, напоминающие движущиеся ландшафты.
Филипп Спикмен Уэбб. 1831–1915, Алтарь. 1897, Дуб, резьба, Музей Виктории и Альберта. Лондон, Фотография предоставлена музеем Виктории и Альберта. Лондон
Лиам Хопкинс (род. 1985) и Ричард Свини (род. 1984) Кофейный стол из коллекции «Менза». 2009, Производитель “Lazerian Studio”, Стекло, березовая фанера, нержавеющая сталь, лазерная резка, Собрание Московского музея дизайна. Передано в музей дизайнером, Фотография “Lazerian Studio”
Выставка «Британский дизайн: от Уильяма Морриса к Цифровой революции» позволит совершить краткий экскурс в прошлое и будущее британского дизайна: от классиков XIX века к главным тенденциям современности.
Hometextile & Design - Международная выставка интерьерных тканей, домашнего текстиля и материалов для декорирования, 03.09 - 05.09, Москва, МФЦ "Крокус-Экспо"
Мебельная конференция Conf-Fu Fest China 2024 - Ежегодное отраслевое мероприятие для мебельщиков, в рамках которого проходит отраслевая выставка, мебельная конференция и шоу, 05.09 - 06.09, Санкт-Петербург, DAA DESIGN DISTRICT