Архитектурный критик Зигфрид Гидион называл его «северным волшебником»: Алвар Аалто (1898–1976) – самый известный финский архитектор своего поколения и один из главных сторонников антропоцентричного модернизма.
27.09.2014 – 01.03.2015
Музей дизайна Vitra, Вайль-на-Рейне
Его постройки, такие как санаторий в Паймио (1933) и вилла «Майреа» (1939), олицетворяют собой искусное взаимодействие органических элементов пространства, форм и материалов. Кресло Паймио (1931-1932), Табурет №60 (1933) и многие другие работы Аалто являются важными историческими вехами в эволюции мебели, а его знаменитая ваза Savoy (1936) стала символом финского дизайна. На выставке «Алвар Аалто – вторая натура»Музей дизайна Vitra представляет ретроспективу работ этого легендарного архитектора и раскрывает множество новых аспектов его творчества.
Ваза Savoy
Если предыдущие выставки и публикации рассматривали органический архитектурный язык Аалто как находящийся под непосредственным воздействием финской природы и местности, то выставка «Алвар Аалто – вторая натура» рассматривает творчество Аалто с другой, более современной, точки зрения. Эта выставка исследует, как реализовалась склонность Аалто к использованию органических форм благодаря тесному диалогу со многими деятелями культуры того времени, такими, как Ласло Мохой-Надь, Ханс (Жан) Арп, Александр Кальдер и Фернан Леже. Работы этих и других творческих деятелей сопоставимы с дизайнерскими и архитектурными проектами Аалто, что демонстрирует его значимость как ведущего представителя эпохи авангарда в искусстве и архитектуре, начиная с 1920-х гг.
Аалто, придерживавшийся космополитических взглядов и проявлявший огромный интерес к киноиндустрии, фотографии и театру, процитировал Фернана Леже, назвав себя «дирижером оркестра», который «дирижирует» всеми видами искусств, чтобы создать единую гармоничную симфонию. Он проектировал жилые пространства, которые предстают в своем тепле и органичности, насыщенные искусным сочетанием форм и строительных материалов, террас полов и потолков, продуманной игрой естественного и искусственного освещения –
окружающее пространство, которое преобразовывало вдохновение искусством и природными формами во «вторую натуру» современного человека, в его привычное окружение. Этот подход раскрывается на примере таких ранних проектов Аалто, как здание библиотеки в Выборге (1927-35), а также и на примере столь крупномасштабных построек, как Культурный центр в Вольфсбурге (1958-62).
Здание библиотеки в Выборге
Часто Аалто разрабатывал дизайн интерьеров своих зданий вплоть до малейшей детали - начиная с дверных ручек и светильников и заканчивая встроенной мебелью. В 1935 году Аалто, поставивший перед собой цель выпускать мебель по собственному дизайну и способствовать ее продвижению на рынке, основал совместно со своей женой Айно и двумя партнерами фирму Artek, задуманную одновременно и как международная компания по производству мебели, и как выставочная галерея. Вскоре Artek стал престижным центром модернистской культуры авангарда и развил, по словам самого Аалто, «мировую деятельность».
Расширение Artek продемонстрировало обширные международные связи Аалто, благодаря которым он смог оказывать влияние на ход социальных и политических дискуссий и получить заказы в Италии, Швейцарии, Франции, Германии и США в послевоенный период. Аалто является автором таких разноплановых дизайнерских проектов, как стандартизированные сборные системы застройки в Финляндии или многоквартирное здание для международной строительной выставки “Interbau” 1957 года в районе Ханзафиртель в Берлине.
Продуктивная творческая карьера Аалто охватывает период с начала 1920-х до 1970-х гг., в результате чего на свет появились более 400 зданий и несколько десятков предметов мебели, изделий из стекла и осветительных приборов. Венцом его творения являются такие крупномасштабные заказы, как дворец «Финляндия» в Хельсинки (1975), спроектированный в последний год его жизни, и здание оперы в Эссене, строительство которого было завершено лишь после смерти Аалто в 1988 году.
Выставка «Алвар Аалто – вторая натура» предлагает вниманию посетителей исчерпывающий обзор жизни и творчества Аалто, включая исторические архитектурные модели, оригинальные чертежи, мебель, осветительные приборы и изделия из стекла, а также работы других признанных мастеров, таких как Александр Кальдер и Жан Арп. На выставке представлены не только самые культовые здания и дизайнерские проекты Аалто, но и его менее известные работы, как, например, Экспериментальный дом в Мууратсало (1952-53), удивительная композиция из различных материалов, производящая впечатление архитектурного коллажа XXI века.
Новый взгляд на творчество Аалто, представленный на этой выставке, приобретает особую выразительность благодаря работе немецкого фотографа Армина Линке, автора новых фотографий и видеороликов, посвященных отдельным зданиям. Работы Линке встречаются на протяжении всего выставочного пространства, тематически перекликаясь с историческим и архивным материалом из Фонда Алвара Аалто и других международных организаций.
Выставку дополняет обширный каталог объемом более шестисот страниц, содержащий, помимо прочего, статьи десяти авторов, таких как, например, Еева-Лииса Пелконен, Акос Моравански и куратор Нью-Йоркского музея современного искусства (МоМА) Педро Гаданьо, интервью с Кеннетом Фрамптоном и Алваро Сиза, а также развернутый указатель многочисленных, ранее не выставлявшихся оригинальных чертежей и архитектурных моделей из архива музея Алвара Аалто. Программа приуроченных к выставке мероприятий включает в себя лекции и обсуждения при участии Сигэру Бана, шведского трио Классон-Койвисто-Руне, компании Front Design, Харри Коскинена, Маттиаса Зауербруха, де Вильдер Винк Тайю и многих других.
«Алвар Аалто – вторая натура» - совместная выставка Музея дизайна Vitra и музея Алвара Аалто в Финляндии. Генеральный спонсор выставки – компания Microsoft.
27.09.2014 – 01.03.2015
Музей дизайна Vitra, Вайль-на-Рейне
Соткано с любовью: Как прошла выставка Hometextile & Design 2024 25.09.24
Прошедшая в начале сентября в Москве Международная выставка интерьерных тканей, домашнего текстиля и материалов для декорирования Hometextile & Design 2024 (бывш. Heimtextil Russia) собрала главные достижения отрасли, новые востребованные технологии и актуальные тренды.
Подробнее...
Поиск по сайту
Ближайшие события в области дизайна:
В России
Hometextile & Design - Международная выставка интерьерных тканей, домашнего текстиля и материалов для декорирования, 03.09 - 05.09, Москва, МФЦ "Крокус-Экспо"
Мебельная конференция Conf-Fu Fest China 2024 - Ежегодное отраслевое мероприятие для мебельщиков, в рамках которого проходит отраслевая выставка, мебельная конференция и шоу, 05.09 - 06.09, Санкт-Петербург, DAA DESIGN DISTRICT