21 марта 2014 г. в Музее Дизайна Vitra открывается новая выставка, посвященная творчеству одного из самых влиятельных дизайнеров современности Константина Грчича.
Концепция и история проекта
Выставка «Константин Грчич – Панорама» состоит из четырех разделов, каждый из которых посвящен определенной теме. В первом разделе – «Пространство жизни» - показаны экспериментальные дизайнерские решения в жилой среде, которые отражают потребности человека 21 века. Во второй секции – «Рабочее пространство» - представлена рабочая мастерская дизайнера и документы, связанные с рабочими процессами студии Константина Грчича, а также ставятся фундаментальные вопросы о современном дизайне. В третьей части выставки – «Общественное пространство» - исследуются публичные пространства, и конструируется модель города будущего. В четвертом и заключительном разделе - «Пространство объектов» - экспонируются работы Грчича, различные объекты, проекты и источники вдохновения.
Матео Крис, директор Музея Дизайна Vitra, комментируя концептуальный базис выставки, на осуществление которой ушло несколько лет, отмечает: «В ходе наших обсуждений мы с Константином Грчичем постоянно возвращались к вопросу о том, как дизайн может обрести более значительную художественную и социальную ценность, каким образом дизайн может решить те непростые проблемы, которые требуют творческого подхода».
Из этих обсуждений вырос концепт выставки, на которой представлены не только дизайнерские работы и описания рабочих процессов студии Константина Грчича, но также значительное внимание уделено исследованию его глубокого погружения в визуальную культуру и мотивы эпохи.
Выставка отражает дизайнерское восприятие мира форм и объектов – и то, как эти объекты, в свою очередь, служат возникновению новых идей.
1. Пространство жизни
В первом разделе выставки представлено безликое, анонимное пространство на фоне аэропорта, где платформа, похожая на сцену, отделяет жилую среду. Эта конструкция, названная «Сцена жизни», изготовлена из инновационного материала Acrodur, к ней приделаны специальные ручки, чтобы ее можно было передвигать. «Сцена жизни» - это технический агрегат, который поставляет электричество, беспроводные сети WLAN, отопление и кондиционирование воздуха и в то же время устанавливает связь между архитектурой окружающего пространства, отдельными объектами и мебелью. Платформа служит одновременно убежищем и сценой – она создает особую зону уединенной атмосферы и выступает в качестве инструмента для жизни в мире, части которого неизбывно между собой связаны. Некоторые объекты в «Пространстве жизни» были разработаны Константином Грчичем, среди них светильник «ОК» (2013), стул «Waver» (2011), шезлонг «Karbon» (2008) и стол «Pallas» (2002). Эти объекты дополнены не имеющими названия повседневными предметами, такими как, например, восточный ковер, и – несмотря на свою футуристическую эстетику – этот интерьер странным образом кажется знакомым.
стул «Waver»
2. Рабочее пространство
Вторая секция выставки посвящена дизайн-студии, которая представляет собой гибридную модель мастерской, секретной пещеры и лаборатории будущего. На длинном металлическом столе размещены некоторые объекты, разработанные Константином Грчичем, а также прототипы его будущих работ. Одна из стен облицована искусственным камнем и выглядит как скала, подсвеченная фиолетовым флуоресцентным светом. Противоположная стена служит как проекционный экран, на котором можно посмотреть фильм, посвященный некоторым моментам повседневной работы Грчича в его мюнхенской студии, благодаря чему можно окунуться в рабочую атмосферу.
3. Общественное пространство
В третьем разделе выставки экспонируется фотография-картина длиной 30 метров и высотой 4,5 метра. Это монументальное фотополотно создано в соавторстве с Нилом Кэмпбеллом Россом (Neil Campbell Ross), концептуальным художником, который разрабатывает цифровые задние планы для киноиндустрии. На картине изображена панорама современного мира – городские свалки и идиллические пейзажи, дорожное движение и линии прибоя, а также бразильские трущобы и причудливые конструкции из области научной фантастики. Впечатление усиливается акустическим коллажем из звуков природы, городских шумов, музыкальных фрагментов и других аудио-раздражителей.
Также в этой секции размещены некоторые предметы мебели, в том числе «Landen» (2007), несколько моделей «Chair_One» (2004) на бетонных подставках и огромный светильник. Картина отделена от центральной части галереи тонкой оградой из металлической сетки, о которой Грчич пишет: «Ограда дает вам безопасность. Она защищает вас от мира – и одновременно защищает мир от вас.» В отличие от предыдущих разделов выставки, в этой секции можно и нужно прикасаться к объектам. В этой части экспозиции посетитель становится своего рода актером на киноплощадке – его окружают материальные воплощения фантазий дизайнера.
4. Пространство объектов
В четвертом разделе выставки Грчич переходит от глобальных проблем, которым посвящены первые три части, и концентрируется на дизайне новых объектов. Множество дисплеев отображают информацию о его дизайнерских проектах, эскизах и прототипах. Также в этой секции размещены работы других дизайнеров, найденные объекты, «иконы» дизайна и книги, которые служили источниками вдохновения для Грчича.
Артефакты являются частью персональной коллекции дизайнера, которую он собирал в течение многих лет, и эти объекты имеют принципиальную важность для его повседневной работы – как инструменты, как источники вдохновения и как память, воплощенная в материальном. Объекты организованы по простому принципу: каждый из них рассказывает историю, которая ведет к следующему
объекту, и так далее. Благодаря этому принципу можно узнать о тех идеях, которые помогают понять рабочие процессы Константина Грчича.
Концепт выставки был разработан при участии кураторов музея дизайна Vitra и офиса Константина Грчича. Главными партнерами в этом процессе стали Z33 – Дом современного искусства в Хассельте (Бельгия), а также исследовательская лаборатория W.I.R.E. (Цюрих).
«Константин Грчич – Панорама» сопровождается обширной программой мероприятий, состоящей из лекций, круглых столов и практических семинаров с участием признанных дизайнеров, художников, кураторов и ученых.
Соткано с любовью: Как прошла выставка Hometextile & Design 2024 25.09.24
Прошедшая в начале сентября в Москве Международная выставка интерьерных тканей, домашнего текстиля и материалов для декорирования Hometextile & Design 2024 (бывш. Heimtextil Russia) собрала главные достижения отрасли, новые востребованные технологии и актуальные тренды.
Подробнее...
Поиск по сайту
Ближайшие события в области дизайна:
В России
Hometextile & Design - Международная выставка интерьерных тканей, домашнего текстиля и материалов для декорирования, 03.09 - 05.09, Москва, МФЦ "Крокус-Экспо"
Мебельная конференция Conf-Fu Fest China 2024 - Ежегодное отраслевое мероприятие для мебельщиков, в рамках которого проходит отраслевая выставка, мебельная конференция и шоу, 05.09 - 06.09, Санкт-Петербург, DAA DESIGN DISTRICT