В корпусе Бенуа Государственного Русского музея продолжается выставка "Коллаж в России. ХХ век". Экспозиция включает около 400 произведений живописи, графики, скульптуры, прикладного искусства (ткани). Выставка не иллюстрирует историю коллажа, она предлагает рассмотреть собственную версию развития одного из ярких направлений искусства ХХ века, поскольку именно с техникой коллажа оказались связаны основные пластические проблемы — фактуры и формы, плоскости и пространства, решение которых обеспечило поистине революционные преобразования в изобразительном искусстве прошлого столетия. Но самое важное состоит в том, что коллажное мышление, спровоцированное ритмами жизни мегаполисов ХХ века, наиболее адекватно соответствует «разорванному» сознанию современного человека. Коллаж (от французского collage — склеивание или наклеивание) известен давно, но сначала, как правило, он существовал в виде прикладного технического трюка в рекламе, в открытках, журнальных иллюстрациях, плакатах или в качестве дилетантской игры в домашних альбомах.
В 1912 году В. Матвейс сформулировал два основных принципа нового искусства: принцип случайного и принцип свободного творчества. Игра с формой, построение произведения по принципу свободной или случайной организации художественных элементов создали условия для расцвета коллажа.
Общепринятая дата возникновения коллажа в европейском и русском искусстве — 1912 год, год рождения «Натюрморта с плетёным стулом» П. Пикассо, где овальная картина вместо багетной рамы оплетена вокруг золотым кантом, а поверхность мебели «изображена» куском вклеенной клеёнки. Но в практике кубистов коллаж был, как правило, дополнительным элементом живописных или графических произведений и не обретал самостоятельного значения.
В русском искусстве первыми коллажами принято считать работы А. Лентулова: панно «Москва» (1913 г.), в котором художник использовал наклейки из бумаги, и «Василий Блаженный» (1913 г.), с наклейками из фольги.
Однако ещё раньше, в рисунках 1901 и 1904 годов М.Врубель использовал наклейки для создания более объёмного образа, а в «Автопортрете» 1905—1906 годов вклеил бумажную папиросу. В те же годы И. Ефимов использовал золотую фольгу и цветную бумагу в своих графических произведениях.
Коллажная техника стала точкой отсчёта для рождения целого ряда новых видов художественного творчества: фотомонтаж, ассамбляж, искусство объекта. Например, фотомонтаж конца 1910-х — начала 1920-х годов можно рассматривать как одну из разновидностей коллажа, несмотря на существующие между ними определённые различия. Техника фотомонтажа возникла почти одновременно с самим изобретением фотографии, но в историю большого искусства фотомонтаж попадает несколько позже, чем коллаж.
На протяжении века коллаж обрёл самостоятельный художественный язык, который, как всякий живой язык, обладал способностью саморазвития. Первоначального жеста приклеивания сегодня уже недостаточно, прежде всего, для самих художников. Коллаж вошёл в суть сегодняшнего сознания, в мировосприятие, в способ «поглощения» информации. Образ создаётся, складывается не столько путём склеивания, сколько путём наложения, наслоения, сопоставления и со-положения впечатлений, сведений, предметов или их фрагментов.
Проект экспериментальной выставки Русского музея, посвящённой искусству коллажа, возник в контексте многолетнего исследования стилистических направлений в отечественном изобразительном искусстве ХХ века. Экспозиция и осуществлённая на её основе книга дают возможность собрать в качестве примеров многочисленные фрагменты, созданные творческими усилиями художников прошлого века, и сложить из них собственную картину. С помощью экспозиционного пространства, состоящего из различных разделов и превращённого в своеобразный аналог коллажа, выставка акцентирует внимание на наиболее значимых в исторической перспективе художественных открытиях в разных видах русского искусства ХХ века.
«Классический» раздел экспозиции объединяет произведения, в которых доминирует художественный опыт, освоенный изобразительным искусством начала ХХ века. Введение в живописную ткань фрагментов из газет, журналов, географических карт или обрывков старинных кружев иллюстрируют давнюю традицию.
Раздел, посвящённый декупажу (оформление элементов интерьера в технике «декупаж» восходит к XVII веку. Именно тогда широко применялось наклеивание бумажных аппликаций на мебель, полы, стены, так, чтобы покрытые лаком аппликации выглядели как рисунки. Техника получила дальнейшее распространение в Англии в XIX веке), демонстрирует поиски изобразительной формы при помощи искусства вырезания и наклеивания на плоскости. Вырезание ножницами (новым инструментом, приобретшим столь большую популярность в искусстве ХХ века), прославленное О. Розановой и А. Матиссом, привело к возникновению бесчисленного множества оригинальных пластических идей. В этом зале представлены работы А. Кручёныха, В. Стерлигова, Г. Зубкова, М. Цэруша и другими.
Радикальные эксперименты и поиски новых методов формообразования середины 1910-х — начала 1920-х годов стали мощной подпиткой для отечественного искусства 1960-х — и особенно 1990-х годов. Ассамбляжи В. Сидура конца 1960-х — начала 1970-х годов и более поздние по времени (1980-е — начало 1990-х) работы В.Воинова, Д. Каминкера, О. Жогина, Г. Григоряна, А. Митлянской, построены на разных технических способах соединения скульптурного объёма, разнородных предметных «останков», обрывков бытовых примет и свидетельств ушедшей жизни.
Актуальным в современной художественной практике остаётся и такой тип коллажа, как пространственное конструирование.
Завершают экспозицию новые технологии — компьютерный коллаж, объединённый со своим предтечей, широко известным фотомонтажом, рождённым в авангардных поисках 1920-х годов. В состав выставки включены наиболее знаковые произведения, позволяющие подчеркнуть согласие в принципах коллажного мировосприятия, отличающее творчество мастеров, разделённых десятилетиями (работы группы АЕС, В.Пушницкого, WOKUD и другие).
Выставка продлится до 15 мая 2006 года.