Москва,
Государственный Музей архитектуры им. А.В.Щусева (Флигель-Руина)
22 февраля – 22 марта 2011
Уилл Прайс, английский архитектор, объехал весь мир, изучая и фотографируя деревянную архитектуру. Это беспрецедентный опыт, в котором соединились знания архитектора и мастерство фотографа. Результатом путешествия стала книга Architecture In Wood, напечатанная издательством Thames & Hudson в 2005 году. В 2006 году книга была издана на русском языке и быстро стала библиографической редкостью. Поэтому мы предложили г-ну Прайсу ее «переиздать» – но уже в виде выставки.
Но поскольку современная деревянная архитектура занимает в книге весьма скромное место, мы, с согласия г-на Прайса, решили немного дополнить и переструктурировать его коллекцию. Экспозиция выстроена по принципу пар, в которых одна составляющая представляет традиционное деревянное зодчество, а вторая – поиски современных архитекторов. Объединяет пары та или иная деталь, прием, функция, тема, а все вместе – дерево как самый древний и одновременно – самый актуальный материал.
Благодаря объединяющему слову, выставка превращается в своего рода «словарь» деревянной архитектуры. Но не в «энциклопедию», а именно в актуальный словарь: потому что каких-то терминов, привычных для древнерусского зодчества, здесь нет, как нет их в современной архитектуре – ни «охлупня», ни «причелины». Тем интереснее, как меняется содержание имеющихся - «лемеха» или «фахверка». Фахверк, например, сохраняет свое значение, но заполняется уже не кирпичом, а стеклом. Лемех же – в продолжение традиции, по которой им облицовывали криволинейные поверхности куполов – покрывает круглые стены загородного отеля…
Но на выставке присутствуют и более широкие понятия. «Прозрачность», «трансформируемость», «атектоничность» - и остается только удивляться, что столь современные темы обнаруживаются в архитектуре XI века! Но это не только демонстрация древности (а, значит, прочности) деревянных строений, но и поразительное ощущение того, что деревянная архитектура - вне времени. В отличие от каменной (кирпичной, железной, стеклянной), она живет по своим законам. Конечно, и она меняется: становится выше, больше, тоньше, зависает консолями и закручивается жгутом, но при этом сохраняет нечто неизменное.
Это «нечто» - соотнесенность с живой природой - с лесом, с деревом, с растением. Тут ведь уже само слово – ответ. «Дерево» - оно и лес, и дом. Деревянный дом – плоть от плоти природы. И она ведь не умирает в нем, а продолжает жить, дышать и даже стареет - красиво. Колоннада неслучайно похожа на просеку в лесу, пагода – на цветок лотоса, а гонт – на шишку. Они изначально устроены по тому же принципу: крыша – как гриб, ярусы – как ветви, фахверк – как лист ландыша. Но, кроме того, в случае с деревянной архитектурой, эти сооружения сохраняют ту же гармонию пропорций: ибо сделаны из того же материала. И как размер бревна определял размер избы, так срок жизни дерева определял срок жизни дома. Это тесное переплетение начала и конца и создавало ту гармонию, которой исполнена старая деревянная архитектура.
Впечатляет пара, иллюстрирующая тему «прозрачности». Два храма, оба в Японии, один – 1053 года, другой – 2000! Да, конечно, мы знаем, что деревянные строения неоднократно перебирались, и их датировки порой условны. Но разве одно то, что бревна менялись, а образ при этом тщательно сохранялся – не говорит об уникальных возможностях дерева? Не менее любопытны и переклички между национальными школами, и то, как кочуют традиции – когда, например, японец Шигеру Бан строит во Франции музей современного искусства, транслирующий тему японской пагоды…
И характерно, что свои законы у деревянной архитектуры во всем. Даже звезды здесь – свои. Да, признанные мэтры тоже ценят дерево: Тадао Андо, Петер Цумтор, Ренцо Пиано. Но все же первую скрипку играют именно мастера деревянного зодчества: Томас Херцог, Эдуард Каллинан, Херман Кауфман, Сами Ринтала. Не уступают им в изобретательности и российские мастера: Александр Бродский и Тотан Кузембаев, Евгений Асс и Юрий Григорян, Николай Белоусов и Дмитрий Долгой. Основным же полигоном для их экспериментов является подмосковный курорт «Пирогово» - который логично стал одним из партнеров выставки. Другим, по традиции, является компания Honka – которая не только уверенно лидирует на рынке деревянного домостроения, но и соединяет традиционный образ с новейшими технологиями, тем самым идеально вписываясь в концепцию выставки.
КУРОРТ
Купальные кабинки
Брайтон, Мельбурн, Австралия, начало ХХ века
Фото: Уилл Прайс
Застройка Завидкина мыса
Московская обл., курорт «Пирогово»
Архитектор: Евгений Асс («архитекторы асс»), 2005
Фото: Владимир Паперный
Общественный курорт – великое завоевание демократии. На пляже все равны (как и в бане). Что, впрочем, не отрицает индивидуальных особенностей. Комплекс кабинок на брайтонском пляже замечательно отражает это единство многообразия. Все кабинки - разного цвета и даже с разным устройством фасадов, но при этом – одного размера. Пироговский курорт – не самое демократическое место на свете, тем замечательнее, что сама по себе концепция береговой застройки возвращает эту архитектуру (которая могла бы быть сколько угодно дорогой и разнокалиберной) к тому же единству. Домики все разные (дом-кабриолет, дом-лимузин, дом-шкаф), сделаны разными архитекторами (правда, из числа самых лучших), но модуль при этом общий. Как, конечно, и материал. Который как нельзя лучше соответствует идеологии здорового, природного, экологичного - хотя и рассчитаного на уик-энд, то есть временного.
Самая очевидная особенность деревянной архитектуры Дальнего Востока - криволинейная крыша. Эта форма произошла от заостренных кверху индийских ступ, а ее сложность и разнообразие стали возможны благодаря оригинальной конструкции. Ее части соединяются способом «шип в гнездо» и образуют кронштейны, на которые ложатся балки. Каждая такая консоль установлена на отдельной колонне – поэтому крыша не рушится даже при регулярных землетрясениях. Во Франции такой проблемы вроде бы нет, да и эстетика буддизм никак не связана с современным искусством. Но трудно не признать его шедевром (затмевающим саму коллекцию) умопомрачительную крышу из клееных балок, которую придумал самый актуальный японский архитектор Шигеру Бан.
Hometextile & Design - Международная выставка интерьерных тканей, домашнего текстиля и материалов для декорирования, 03.09 - 05.09, Москва, МФЦ "Крокус-Экспо"
Мебельная конференция Conf-Fu Fest China 2024 - Ежегодное отраслевое мероприятие для мебельщиков, в рамках которого проходит отраслевая выставка, мебельная конференция и шоу, 05.09 - 06.09, Санкт-Петербург, DAA DESIGN DISTRICT