Успех шведской сети мебельных магазинов IKEA на российском рынке заставил пересмотреть отношение к деятельности в нашей стране других скандинавских ритейлеров. Вслед за шведами на российский рынок приходит датский аналог IKEA - сеть JYSK. Датчане собираются догнать конкурента, открыв 20 супермаркетов в московском регионе и франчайзинговую сеть в других. Правда, эксперты считают, что скандинавы переоценивают рынок: товары для дома до сих пор не входят в список приоритетных покупок россиян.
Развитием JYSK в России займётся ООО "Юск инвестмент". По словам заместителя гендиректора компании Эллы Андерсен, до февраля в Москве планируется открыть три магазина, площадки под которые уже найдены. Вообще же в планах JYSK - открытие 20 магазинов в московском регионе и продажа франшизы в другие регионы.
Причём компания JYSK собирается работать практически в той же нише, что и шведская сеть мебельных магазинов IKEA. Шведы открывают загородные мегасторы площадью 20?30 тыс. м кв., датчане - небольшие супермаркеты площадью 500?1000 м кв. в "спальных" районах. Но торговать обе компании будут примерно одним и тем же: мебелью в "экологическом" стиле, спальными принадлежностями и интерьерными аксессуарами только своей марки.
Впрочем, Элла Андерсен считает, что подобные параллели неуместны: "Общее между нами только то, что обе сети скандинавские. В остальном мы очень разные: IKEA специализируется на мебели, мы - на товарах для уюта и интерьера. Главное в нашем ассортименте - именно спальные принадлежности".
Однако если верить каталогам продукции на сайтах зарубежных подразделений JYSK, мебель занимает в их ассортименте не менее 60-70%. А по словам гендиректора российской IKEA Леннарта Дальгрена, в IKEA на аксессуары приходится 50% продаж (ещё 50% - на мебель). "Мы с JYSK работаем на одном поле и постоянно сталкиваемся в Скандинавии и Германии", - говорит он.
В Восточной Европе JYSK ведёт себя весьма активно: только в 2005 году компания открыла первые магазины в Будапеште и Киеве. У JYSK есть объективные причины спешить и в Россию. По мнению участников рынка, поторопиться в Россию датчан заставляет и успех IKEA. "IKEA показала скандинавским ритейлерам, что бизнес в России может быть успешным", - полагает аналитик ИК "Финнам" Владислав Кочетков. Оборот IKEA в 2004 году составил около 10 млрд. рублей. При этом в компании неоднократно заявляли, что российское подразделение - одно из самых успешных в IKEA International (управляет 220 магазинами в 33 странах).