Новая выставка из серии Dornbracht Installation Projects: “Rudolf Stingel. LIVE”
Новая Национальная Галерея, Берлин, 10 февраля – 24 мая 2010 г.
Художник Рудольф Штингель живет между Мерано и Нью-Йорком. Он считается одной из выдающихся фигур современного искусства, но до сих пор был нечастым гостем в Германии. Поэтому Новая Национальная Галерея пригласила художника-иллюстратора создать инсталляцию для Верхнего зала. Результатом стала выставка «Rudolf Stingel: LIVE», в основе которой – радикальный художественной принцип: на смену пуризму и аскетическому стилю приходят выразительные восточные орнаменты – они будут доминировать в зале. Рудольф Штингель полностью покроет квадратный гранитный пол музея персидским ковром собственного изготовления, рисунок которого ведет происхождение от настоящего ковра 19 века из Агры. Художник превратил орнамент исторического ковра в колоритную гризайль. С помощью цифровой техники Штингель увеличил и воссоздал ковер таким образом, что он покрывает плоскую поверхность зала сплошным рисунком. Едва ли можно представить себе более ироничный и провокационный эффект: современный вариант античного подиумного храма, построенный Мисом ван дер Роэ в стиле классического модернизма, восходит к культуре буржуазных салонов, где персидские ковры и иные элементы восточного декора были обычным делом и по сей день, как подчеркивает сам художник, поддерживают «добрую долю стремления к Иному». В то же время современная архитектура и художественное вторжение объединены через стирающий границы мотив: непрерывный, почти бесконечный повторяющийся узор ковра усиливает открытость здания.
Одновременно посетители смогут познакомиться с четырьмя новыми монументальными работами художника, которые будут представлены на экспозиции цокольного этажа. И снова в центре внимания безграничность пространства – на этот раз выраженная через пейзажи. Четыре картины изображают виды Альп: заснеженные горные вершин вокруг Мерано и горы Штаффель неподалеку от Давоса. Образы основаны на фотографиях и бережно воспроизводят следы истории, которые остались в виде царапин и пыли на оригиналах. «Живой» характер полотен на цокольном этаже особенно ярко проявляется в последней картине «Штаффель». В ее основе – фотография Эрнста Людвига Кирхнера. На картине запечатлен не только ландшафт, но и оставшийся на старом стеклянном негативе отпечаток пальца великого немецкого экспрессиониста. Художественная точность движущихся образов, выраженная в легких оттенках серого, подчеркивает неповторимую творческую манеру Рудольфа Штингеля.
Богатство содержательных связей приводит нас к собственной коллекции Национальной Галереи, в которой широко представлено творчество Кирхнера и романтические горные пейзажи Каспара Давида Фридриха. В то же время работы Штингеля всегда связаны с присутствием образов медиа-культуры в целом. В этом отношении, выставка Рудольфа Штингеля отличается тем, что художник размывает границы между картиной, инсталляцией и концептуальным искусством.
“Rudolf Stingel. LIVE” продолжает традицию творческого преображения здания Миса ван дер Роэ, начало которому было положено такими художниками, как Дженни Хольцер (Jenny Holzer), Ульрих Рюкрим (Ulrich Rückriem), Ими Кнёбель (Imi Knoebel) и Томас Деманд (Thomas Demand). Выставка также является частью проекта инсталляций “Dornbracht Installation Projects®” и проводится при спонсорской поддержке компании Dornbracht.
“Rudolf Stingel. LIVE” – это выставка в Национальной Галерее Государственного Музея Берлина. Выставка поводится при поддержке Клуба Друзей Национальной Галереи.