«Сегодня основная и первостепенная проблема в сфере дизайна касается вопроса ценностей. По сравнению с этим вопросом все прочие проблемы, не теряя своей актуальности, могут показаться несколько надуманными».
Джордж Нельсон, 1961
В 2008 году исполняется сто лет со дня рождения американского дизайнера Джорджа Нельсона (George Nelson, 1908-1968). Музей Дизайна Vitra планирует отметить столетний юбилей выдающегося дизайнера, организовав всестороннюю ретроспективную выставку его работ. Нельсон был одной из наиболее влиятельных фигур в американском дизайне второй половины двадцатого века. Получив ученую степень по архитектуре в Йельском университете, он не только активно занимался архитектурой и дизайном, но также был уважаемым писателем и публицистом, лектором, куратором и увлеченным фотографом. Многие предметы мебели и дизайна, созданные в его дизайнерском бюро, стали современной классикой. В их числе стул Coconut (Кокос, 1956), диван Marshmallow (Зефир, 1956), Часы Ball Clock и Лампы Bubble (Мыльный пузырь, производятся с 1952 г. по настоящее время). Являясь директором по дизайну компании Herman Miller, ведущего американского производителя современной дизайнерской мебели, Нельсон оказывал большое влияние на линию выпускаемой продукции и общественный имидж компании более двадцати лет. Он сыграл решающую роль в объединении компании с такими дизайнерами, как Чарльз Имз (Charles Eames), Александр Жирар (Alexander Girard) и Исаму Ногучи (Isamu Noguchi). Достаточно быстро Нельсон пришел к убеждению, что дизайн должен быть составной частью философии компании, и, отстаивая это мнение, он стал пионером в сфере деловой коммуникации и корпоративного дизайна.
Увлеченный архитектурой, дизайном и публицистикой, Нельсон глубоко интересовался темами домашнего быта и обстановкой интерьера. В книге-бестселлере «Дом завтрашнего дня» (Tomorrow's House, 1945, в соавторстве с Генри Райтом), он предложил новаторскую концепцию «стенки». По мнению Нельсона, для хранения вещей можно использовать стены дома, превратив их в двусторонний шкаф от пола до потолка. Революционная для своего времени, эта идея предвосхитила изобилие потребительских товаров, которые появились в результате экономического бума на Западе, и превратили дом для одной семьи в небольшой склад вещей.
Высшим проявлением многогранного таланта Нельсона по праву можно считать организацию и проектирование Американской Национальной Выставки, проходившей в 1959 году в Москве. Нельсон и его коллеги выбрали несколько сот производимых в Америке промышленных товаров и разместили их на широкой трехмерной многоуровневой платформе, разработанной специально для выставки. Кроме того Нельсон отделал и обставил мебелью «модель квартиры» и спроектировал большой стекловолоконный зонт для двух других выставочных павильонов. Московская выставка вошла в историю как задворки для знаменитых «Кухонных дебатов» между Никсоном и Хрущевым.
Однажды Нельсон охарактеризовал себя как человека, который в большей мере заинтересован в системах и их эффективном использовании на благо человечества, чем просто в вещах. Благодаря аналитическому и поистине масштабному мышлению Нельсона, его советы выходят за рамки вопросов формы и практического применения вещей. Именно поэтому достижения Нельсона в сфере дизайнерского образования делают его работу – сейчас больше, чем когда-либо – значимой и в высшей степени востребованной.
Выставка разделена на пять тематических зон. Многочисленные предметы мебели из коллекции Музея Дизайна Vitra – не только классические образцы, но и менее известные предметы – составят ядро экспозиции. Они, в свою очередь, будут представлены тремя коллекциями: Нельсон и Дом: Нельсон как пионер планировки и дизайнер современного дома для одной семьи 1940-ых и 1950-ых годов: Дом Шермана Фэрчайльда (городской дом в Нью-Йорке, 1941) Дом Завтрашнего Дня (книга-бестселлер по современному жилищному строительству, 1944), Дом Holiday House (модель дома для отдыха для журнала Holiday Magazine, 1950), Экспериментальный дом / Experimental House (дизайн модульно-блочного дома для промышленного монтажа, 1952-57; и т.д.) и дизайн кухонь. Корпоративный дизайн: работа Нельсона в качестве дизайнера и директора по дизайну компании Herman Miller.
В брошюрах, рекламных проспектах и на старых аудиокассетах запечатлено развитие корпоративного дизайна в компании Herman Miller с середины 1940-ых по 1960-ые. В этом контексте также будут представлены программы корпоративного дизайна для других компаний, таких как фармацевтическая компания Abbott (1959). Музей Дизайна Vitra, Офис: Нельсон как выдающийся новатор в совершенствовании обстановки современного офиса: стол в форме буквы “L” как предшественник концепции рабочей станции (Work Station 1947), Action Office (1964), Рабочие пространства Нельсона (Nelson Workspaces, 1977).
Дополнительные выставочные зоны будут посвящены следующим темам: Выставочный дизайн – в рамках этой секции основное внимание будет уделено Американской Национальной Выставке в Москве (1959), за которую Нельсон отвечал как главный дизайнер. Другие темы включают Павильон Крайслера на Нью-Йоркской Международной Ярмарке (1964-1965) и иные выставочные работы Нельсона для Информационного Агентства США. Нельсон в качестве автора, издателя и одного из наиболее выдающихся мыслителей и мечтателей в области дизайна двадцатого века. Кроме общего обзора многочисленных статей и книг, опубликованных Нельсоном, эта секция вставки также будет демонстрировать некоторые из его фильмов и слайдовых презентаций, в которых он обращается к темам городского планирования, формирования потребительской культуры и эстетического восприятия в Западном обществе.
Одновременно с проведением выставки Музей Дизайна Vitra представит вниманию иллюстрированный каталог на английском и немецком языках, объемом около 250 страниц.
Место проведения выставки: Vitra Campus, г. Вайль-на-Рейне, Германия
13 сентября 2008 – 1 марта 2009
Время работы выставки: Пн – Вс: 10.00 - 18.00, Ср: 10.00 – 20.00
Экскурсии с гидом: Сб, Вс: 11.00, Ср.: 18.00