Переехать в новую квартиру, оставив багаж старых вещей в прошлом, – удел немногих. Обычно люди хранят дорогие сердцу предметы, и расстаться с ними очень сложно. Дизайнерам приходится придумывать, как вписать их в интерьер, чтобы не нарушить стилистическое единство. Эклектика, или смешение стилей, – один из путей решения подобной проблемы.
Жизнерадостный характер
Проектируя интерьер двухэтажной квартиры, дизайнер Зоя Алашеева остановилась на двух стилях – модерне и эклектике. Они не только близки ей как создателю проекта и прекрасно подходят владельцам, но и позволяют «объять необъятное». Когда началась работа над интерьером, кое-что было уже задумано хозяевами: остров с барной стойкой на кухне, египетская ванная на втором этаже. Идеи остались, но были переработаны дизайнером. Грани модерна и эклектики отразили достоинства квартиры, подчеркнули необычную форму пространства. В интерьере нашли место и старинные стулья, покрашенные и заново обшитые, и ампирная деревянная скульптура, ставшая основой декоративного оформления спальни.
Выбранные стили позволили использовать всю колористическую палитру, которая была бы неуместна в минимализме и классике. Сочные яркие цвета, по мнению Зои Алашеевой, обязательно должны украшать интерьер, даже если это идет в ущерб его целостности. Ведь в сером петербургском климате так не хватает по-настоящему живых красок! Брызги цвета, необычные решения, уникальные предметы интерьера – все это составляет неповторимый облик этой квартиры и гармонирует с жизнерадостным характером хозяйки.
Над художественным оформлением дома трудилось множество специалистов – дизайнер Зоя Алашеева, декоратор Ольга Николаева, целый коллектив художников. Благодаря их искусству интерьер получился совершенно непохожим на другие.
Планировка квартиры нестандартна – два этажа криволинейного пространства с полукруглым эркерным объемом, эффектной винтовой лестницей, с комнатами в форме трапеции. Просторное жилище предназначено для семейной пары. Первый этаж посвятили в основном парадной жизни – гостиная, столовая, кухня, гостевая комната. На втором – все для приятного отдыха и развлечения: спальня, кинозал, кабинет, огромная ванная комната. В угоду комфортной жизни в планировке квартиры появились хозяйственная комната и гардеробные.
Цветочный вихрь
Когда были определены планировочное решение и стилистика будущего интерьера, приступили к его художественному оформлению. Отправной точкой убранства первого этажа стала керамическая плитка с яркими тюльпанами, которая очень понравилась хозяйке. Цветочный мотив и сочные малиновые оттенки не противоречили выбранному стилю, поэтому Зоя Алашеева и Ольга Николаева решили использовать их во всем декоративном решении парадных помещений. Нарядный цвет фуксии украсил фасады кухни, обивку отреставрированных стульев и дивана. Цветочным узором оформлены и римская штора в столовой, и великолепные лепные розетка и фриз в гостиной. Стилизованные тюльпаны можно заметить в выразительном рисунке на паркете. Изящные линии растительного узора в стиле модерн нарисованы Зоей Алашеевой и воплощены в инкрустации паркета из доксии такими заморскими породами, как палисандр, кулим и амарант. Натуральный фиолетовый оттенок амаранта в цветках тюльпана поддерживает заданную колористическую гамму. Украшение пола рисунком – традиционный прием, но он был использован дизайнером не совсем обычно. Вместо привычных розеток по центру и окантовки комнаты бордюром узор размещается по краю паркета, на границе с плиткой. По замыслу Зои, инкрустация должна напоминать татуировку, а не музейный экспонат, и тем самым связывать интерьер с современностью.
В гостиной обращает на себя внимание роскошный камин из черного мрамора, выполненный по чертежам дизайнера. Как можно догадаться, украшен он, как и фриз и розетка на потолке, тюльпанами, вырезанными на камне лазером.
«Интерьер создается искусством деталей, а не обилием архитектурных форм», – считает Зоя Алашеева, поэтому в интерьере она постаралась обойтись без традиционных ниш, полочек и других избитых и надоевших элементов – чтобы не возникало ощущения усталости от переизбытка визуальных акцентов. Столь же просты и незаметны полы и стены, которые служат лишь фоном для декоративных деталей. Пол во всей квартире уложен одинаковой, практически однотонной плиткой и паркетом. Из прихожей плитка красивой s-образной линией тянется в гостиную, где переходит в паркет. Такой прием позволил объединить различные помещения, а также защитить пол перед камином от огненных искр. Лишь подиумы в прихожей и кухне дополнительно украшены серебристой плиткой, вплетенной в шахматный рисунок. Стены в доме оклеены однотонными обоями нейтральных цветов с рельефным рисунком, а в помещениях, где поверхности быстро пачкаются, – в прихожей и на кухне около мойки – оформлены штукатуркой.
Взгляды гостей дома привлекают не только цвета в интерьере, но и уникальные предметы мебели. Это и старинные стулья в столовой, обретшие новую жизнь, и, конечно, великолепные посудные шкафчики по обе стороны аквариума на кухне. Яркий подводный мир и подсветка шкафчиков, плавно меняющая цвет от красного и оранжевого к синему и зеленому, – настоящий отдых для уставших глаз. Любоваться ими можно бесконечно. Как рассказывает Зоя, готовый комплект «светодиодные системы» немецкого производства можно было купить в салоне, но она нашла российскую фирму, которая смогла изготовить подсветку намного лучше и дешевле.
Венеция и Египет
С первого на второй этаж можно подняться по винтовой лестнице, напоминающей о старинных замках. Впечатление поддерживает и мозаика на стене, имитирующая обвалившуюся штукатурку. Кажется, что эта лестница ведет в прошлое – в роскошный мир, где царят Венеция и Египет. Конструкция кажется легкой и почти парящей в воздухе. Чтобы достичь такого эффекта, в стену вмонтировали металлический каркас, к которому приварили кованые ступени, покрытые сверху тиком; из этого же дерева выполнены и перила. На стене вдоль лестницы – фальш-окно с видом на Петербург. На фреске изображен именно тот пейзаж, который был бы виден из этой точки, если мысленно убрать стену. Этот прием используется еще раз на втором этаже, в ванной комнате, где на разном уровне расположены окна – настоящие, но открывающие вид не на улицу, а в коридор. Решетчатые ставни перекликаются с оформлением дверей на первом и втором этажах и вносят марокканский мотив.
В интерьерах спальни и ванной комнаты соединились Запад и Восток: Венеция и Египет. Если египетская тема в ванной комнате была задумана хозяевами задолго до разработки проекта интерьера, то венецианский мотив возник неожиданно. Как и на первом этаже, развитие декоративного сюжета началось с одной детали – в спальне ею стала антикварная статуэтка в стиле ампир, изображающая венецианского мальчика-мавра. Строгий и помпезный ампир совсем не вписывался в эклектичный облик дома, поэтому декоратор Ольга Николаева обратила внимание на другую сторону антикварной вещи и исходила не из стиля статуэтки, а из ее содержания. Так в интерьеры дома были вплетены венецианские мотивы. Богатство знаменитой итальянской республики в эпоху ее расцвета словно оживает в этом помещении. Роскошные серебристые шелковые портьеры и покрывала с тканым рисунком, пышное венецианское зеркало, текстильные обои с легким, едва заметным муаровым рисунком, великолепная лепная розетка на потолке создают законченный гармоничный образ комнаты. Розовато-серые тона, дополненные цветовыми пятнами плюшевых подушек, вносят спокойствие в атмосферу спальни. Непосредственно к ней примыкает гардеробная, а дальше начинается египетская ванная.
Полукруглое помещение ванной комнаты разделяется стенкой с колонной на хозяйственную комнату и собственно санузел с круглой ванной. Впечатляющая массивная колонна с лепной капителью из акантовых листьев кажется декоративным элементом, однако она сочетает в себе множество функций. Внутри нее проходит вентиляционная труба, а снаружи она превратилась в шкафчик с полочками. Лепную капитель покрасили яркими красками в цвет декоративной плитки, которая идет вдоль колонны и по периметру всего помещения. Стилизованные бабуины, выполненные в технике фрески, дополняют декоративное убранство. В глубине комнаты, в нише, расположена ванная, в которую ведут деревянные ступени. Их широкие поверхности могут использоваться и как скамьи для отдыха среди шелковых подушек. При взгляде на это великолепие трудно осознать, где кончается современность и начинается старинная восточная роскошь.
Яркий мир, который возник по мановению руки дизайнера, декоратора, художников и, конечно, строителей, не перестает радовать хозяев и впечатлять гостей. В этом доме, где преобладают теплые цвета, всегда уютно и солнечно, круглый год цветут тюльпаны и фуксии вопреки петербургским дождям.
Досье
Зоя АЛАШЕЕВА,
архитектор
Училась в ЛИСИ на архитектурном факультете, после третьего курса перешла в Театральную академию на театроведческий факультет. Работала в театре, занималась дизайном одежды и текстиля. В 1992 г. начала работать над оформлением интерьеров. Любимые стили дизайнера – модерн, ар деко, эклектика. По ее мнению, их использование позволяет сделать интерьер жизнерадостным и уютным.
Справка
Декоратор: Ольга Николаева
Лестница (ковка): Русский мастер
Деревянные изделия (столешница, барная стойка, ставни, ступени и перила лестницы): Центр столярных изделий
Лепка: Астмал-декор (художник Светлана Шквиро)
Фреска в ванной второго этажа: Александр Аземша, Александр Голованов
Фреска на лестнице: Лев Московский, Виктор Ладвицкий, Александр Аземша
Роспись капители в ванной: Сергей Коршиков
Камин: Jam Stone
Светильники: Эксклюзив
Кухня: Alno (Линия интерьера)
Мебель и аксессуары: Fabian Smith, Rolf Benz, Stilhaus, Egohall, Cantori, Dream Lake, Orion
Портьеры и текстиль: Etro, Missoni, Jab, Nya Nordiska (Williams Design)
Строительная бригада: Александр Московский
Фото: Георгий ШАБЛОВСКИЙ
Текст: Ася КРАСОВСКАЯ