-E-mail

  Designstory
История дизайна Мэтры дизайна Темы Новости Выставки Конкурсы Регистрация Контакты Реклама
Новости

Коллекция VITRA EDITION 2007. Рон Арад. Кресло "Более того"


Даже в тот день, двадцать шесть лет назад, кода Стул «Rover» (Бродяга) впервые увидел свет, он отнюдь не был так невинен, как могло показаться. Конструктивно упрощенная система опоры Kee Klamp промышленной сборки, и сидения, заимствованные у отживших своё авто Rover – надежной и одновременно роскошной машины, давшей название этому стулу, вместе стали основой первой дизайнерской работы Рона Арада (Ron Arad), отправной точкой его карьеры. Арад приехал в Лондон после окончания художественной школы в Израиле, чтобы продолжить обучение в Архитектурной Ассоциации. Он получил диплом архитектора, но в итоге оказался простым ассистентом в маленькой никому не известной студии и достаточно скоро понял, что это не для него. В 1981 году, в один прекрасный день, который он до сих пор помнит, Рон решил, что не имело смысла возвращаться к своей чертежной доске после обеденного перерыва. Он отправился домой и когда проходил мимо свалки машин, ему в голову пришла идея «Ровера». Он обзавелся парой сидений, вложил несколько фунтов в новые подлокотники, немного сдобрив их изделиями из каталога Kee Klamp – дешевой и доступной в готовом виде складной опорой для использования в разнообразных домашних нуждах. Это был момент «Хай-Тэка» и эстетика этого открытия «в готовом виде» как нельзя лучше соответствовала духу времени. Автомобильные сидения добавили этой смеси изюминку. Сюрреалистический намек на автомобильные кресла изменил эмоциональное восприятие этого стула, сделало его особенным.

Стул «Rover»

Еще один отличительный слой ассоциаций стула «Rover» связан с отголосками созданных десятилетием раньше переносных дизайнерских предметов Жана Пруве (Jean Prouvé), которые Арад в то время видел лишь в книгах. «Возможно, это было у меня на уме, ведь я, конечно же, видел фотографию. Но это не было первоосновой моего творчества».
Стул «Rover» был предметом дизайна, который можно было рассматривать с совершенно разных точек зрения, и это качество, пожалуй, лучше всего позволяет понять будущие векторы работы Арада, даже когда он был в самом начале своего творческого пути и работал на «обломках» промышленной системы, оставлявшей все меньше и меньше места для дизайна как творческой индивидуальности.

Кресло «Moreover» – это в равной степени изысканный пример его работы. Первый вариант стула «Rover» получился в результате попытки Арада создать предмет промышленного дизайна без промышленности, из того, что оказалось под рукой для воплощения некоторого соответствия качествам готового объекта, произведенного в промышленных условиях. Его модификация – кресло «Moreover» – отражает перемены в соотношении сил. Теперь у Арада достаточно возможностей, чтобы работать с тем уровнем инвестиций, который необходим для производства в промышленных условиях. Это, по сути, парадокс дизайна, который зародился из соединения разнородных частей. «Moreover» – это воскрешение в памяти оригинала, преломлённое под углом промышленного производства.

Кресло «Moreover»

Но парадокс сосредоточен в самом сердце работы Арада. Именно «Rover» стоял в мастерской Арада, не привлекая внимания посетителей, до тех пор, пока в один прекрасный день на покупке пары таких стульев не настоял один неизвестный француз, оказавшийся известным кутюрье по имени Жан-Поль Готье. И именно «Rover» впервые привлек внимание швейцарского производителя мебели по имени Рольф Фельбаум. Арад вспоминает: «Я прочел его интервью в журнале Blueprint, озаглавленное «Человек, который любил стулья» и там была его фотография с моим стулом «Rover». Я тогда подумал, что этот человек, должно быть, кое-что понимает в стульях, даже если я понятия не имел, кто он такой». И вот Арад уже летел на самолете в Вайль-на-Рейне. Там он впервые увидел, что такое массовое производство промышленного дизайна. Это был 1986 год, и Араду предложили создать объект для первой коллекции Vitra Edition. Это оказался стул со «сдержанным характером» - «Well-Tempered» – стальные листы, стянутые в тугие завитки рядами барашковых гаек. «И это было, – говорит Арад – в некотором смысле неудачей. Я столкнулся лицом к лицу с массовым производством и не знал, что с этим делать. У стула «Well-Tempered» не было ничего общего с тем, к чему стремилась Vitra. Это было одноразовое изделие».

Новый ограниченный выпуск кресла «Moreover» отражает эволюцию как самого Арада, так и мира дизайна. Это проект, который ставит своей целью по-новому взглянуть на промышленное производство и на ограниченный выпуск. Оба эти фактора ведут к логическому завершению процесса, который начался много лет назад с появлением стула «Rover». Кресло «Moreover», созданное не без экспертной помощи пары выпускников королевского Колледжа автомобильного дизайна, словно новая модель Mini, стремиться воссоздать квинтэссенцию странного очарования оригинала, но сделать это средствами своего времени, чтобы не стать всего лишь копией, пародией.

В будущей промышленной версии новое кресло будет сделано из стальных труб, тщательно продуманной формы, которые теперь будут играть не только конструктивную роль. Место грубых, но надежных креплений Kee Klamp займут элегантные литые элементы. Кожаное кресло обретет более лаконичный и стройный вид. Индустриализованная версия будет иметь кожаную обивку сидения и опции, позволяющие использовать кресло как кушетку за счет раздвижных подлокотников и подголовника. Две версии ограниченного выпуска – одна выполнена из ржавого металла, другая – из хрома, будут довольно тяжелыми по весу, что, однако, не мешает использовать их по назначению. «Moreover» – это обновленный «Rover», которой все же остается самим собой. По сути, это по-прежнему объект, который не так уж невинен, но все так же очарователен.

Автор: Диян Суджик (Deyan Sudjic)

Источник: Vitra


Все публикации по теме

Тренд на деревянные дома
20.05.24
Артем Авакимов, владелец компании ESG Professional, рассказал о растущем спросе на деревянные дома, тренде на лаконичную архитектуру и экологичность.
Подробнее...

Decorium, MosBuild 2023 Авторы 4 тренд-зон и лектория представили свои проекты в первый день выставки MosBuild
30.03.23
28 марта состоялось открытие Decorium – флагманского спецпроекта выставки MosBuild. В этом году он снова включает 4 тренд-зоны и лекторий для дизайнеров. Подробнее...

«Ангел»х.м.золочение, 100х100см, 2022 В поисках Рая или Незамутненная радость воздушного шара
23.01.23
25 января в Москве открывается выставка «Сад земных наслаждений». Нет, на ней не будет знаменитого триптиха Иеронима Босха, хотя именно этот загадочный голландец и его до сих пор не до конца расшифрованные образы, а конкретно - трактовка образа Рая, стали отправной точкой для художника Ивана Коршунова. Подробнее...

Email
Пароль

  Поиск по сайту


Business & Design Dialogue SPb 2024

Ближайшие события в области дизайна:

В России


Hometextile & Design - Международная выставка интерьерных тканей, домашнего текстиля и материалов для декорирования, 03.09 - 05.09, Москва, МФЦ "Крокус-Экспо"

Мебельная конференция Conf-Fu Fest China 2024 - Ежегодное отраслевое мероприятие для мебельщиков, в рамках которого проходит отраслевая выставка, мебельная конференция и шоу, 05.09 - 06.09, Санкт-Петербург, DAA DESIGN DISTRICT

INTERLIGHT RUSSIA | INTELLIGENT BUILDING RUSSIA - Международная выставка освещения, электротехники, автоматизации зданий и систем безопасности, 17.09 - 20.09, Москва, МФЦ "Крокус-Экспо"

City Build Russia 2024 - Международная строительно-интерьерная выставка, 23.10 - 24.10, Санкт-Петербург, DAA DESIGN DISTRICT

За рубежом


MAISON & OBJET 2024 - Сентябрьская сессия знаменитой французской выставки, 05.09 - 09.09, Париж, Paris Nord Villepinte,

Habitare 2024 - Международная выставка дизайна интерьера, 11.09 - 15.09, Хельсинки, Messukeskus

LONDON DESIGN FESTIVAL 2024 - Лондонский фестиваль дизайна, 14.09 - 22.09, Лондон

 Designstory в социальных сетях:





Copyright © 2005-2024 Designstory Design by Designstory