Даже в тот день, двадцать шесть лет назад, кода Стул «Rover» (Бродяга) впервые увидел свет, он отнюдь не был так невинен, как могло показаться. Конструктивно упрощенная система опоры Kee Klamp промышленной сборки, и сидения, заимствованные у отживших своё авто Rover – надежной и одновременно роскошной машины, давшей название этому стулу, вместе стали основой первой дизайнерской работы Рона Арада (Ron Arad), отправной точкой его карьеры. Арад приехал в Лондон после окончания художественной школы в Израиле, чтобы продолжить обучение в Архитектурной Ассоциации. Он получил диплом архитектора, но в итоге оказался простым ассистентом в маленькой никому не известной студии и достаточно скоро понял, что это не для него. В 1981 году, в один прекрасный день, который он до сих пор помнит, Рон решил, что не имело смысла возвращаться к своей чертежной доске после обеденного перерыва. Он отправился домой и когда проходил мимо свалки машин, ему в голову пришла идея «Ровера». Он обзавелся парой сидений, вложил несколько фунтов в новые подлокотники, немного сдобрив их изделиями из каталога Kee Klamp – дешевой и доступной в готовом виде складной опорой для использования в разнообразных домашних нуждах. Это был момент «Хай-Тэка» и эстетика этого открытия «в готовом виде» как нельзя лучше соответствовала духу времени. Автомобильные сидения добавили этой смеси изюминку. Сюрреалистический намек на автомобильные кресла изменил эмоциональное восприятие этого стула, сделало его особенным.
Стул «Rover»
Еще один отличительный слой ассоциаций стула «Rover» связан с отголосками созданных десятилетием раньше переносных дизайнерских предметов Жана Пруве (Jean Prouvé), которые Арад в то время видел лишь в книгах. «Возможно, это было у меня на уме, ведь я, конечно же, видел фотографию. Но это не было первоосновой моего творчества».
Стул «Rover» был предметом дизайна, который можно было рассматривать с совершенно разных точек зрения, и это качество, пожалуй, лучше всего позволяет понять будущие векторы работы Арада, даже когда он был в самом начале своего творческого пути и работал на «обломках» промышленной системы, оставлявшей все меньше и меньше места для дизайна как творческой индивидуальности.
Кресло «Moreover» – это в равной степени изысканный пример его работы. Первый вариант стула «Rover» получился в результате попытки Арада создать предмет промышленного дизайна без промышленности, из того, что оказалось под рукой для воплощения некоторого соответствия качествам готового объекта, произведенного в промышленных условиях. Его модификация – кресло «Moreover» – отражает перемены в соотношении сил. Теперь у Арада достаточно возможностей, чтобы работать с тем уровнем инвестиций, который необходим для производства в промышленных условиях. Это, по сути, парадокс дизайна, который зародился из соединения разнородных частей. «Moreover» – это воскрешение в памяти оригинала, преломлённое под углом промышленного производства.
Кресло «Moreover»
Но парадокс сосредоточен в самом сердце работы Арада. Именно «Rover» стоял в мастерской Арада, не привлекая внимания посетителей, до тех пор, пока в один прекрасный день на покупке пары таких стульев не настоял один неизвестный француз, оказавшийся известным кутюрье по имени Жан-Поль Готье. И именно «Rover» впервые привлек внимание швейцарского производителя мебели по имени Рольф Фельбаум. Арад вспоминает: «Я прочел его интервью в журнале Blueprint, озаглавленное «Человек, который любил стулья» и там была его фотография с моим стулом «Rover». Я тогда подумал, что этот человек, должно быть, кое-что понимает в стульях, даже если я понятия не имел, кто он такой». И вот Арад уже летел на самолете в Вайль-на-Рейне. Там он впервые увидел, что такое массовое производство промышленного дизайна. Это был 1986 год, и Араду предложили создать объект для первой коллекции Vitra Edition. Это оказался стул со «сдержанным характером» - «Well-Tempered» – стальные листы, стянутые в тугие завитки рядами барашковых гаек. «И это было, – говорит Арад – в некотором смысле неудачей. Я столкнулся лицом к лицу с массовым производством и не знал, что с этим делать. У стула «Well-Tempered» не было ничего общего с тем, к чему стремилась Vitra. Это было одноразовое изделие».
Новый ограниченный выпуск кресла «Moreover» отражает эволюцию как самого Арада, так и мира дизайна. Это проект, который ставит своей целью по-новому взглянуть на промышленное производство и на ограниченный выпуск. Оба эти фактора ведут к логическому завершению процесса, который начался много лет назад с появлением стула «Rover». Кресло «Moreover», созданное не без экспертной помощи пары выпускников королевского Колледжа автомобильного дизайна, словно новая модель Mini, стремиться воссоздать квинтэссенцию странного очарования оригинала, но сделать это средствами своего времени, чтобы не стать всего лишь копией, пародией.
В будущей промышленной версии новое кресло будет сделано из стальных труб, тщательно продуманной формы, которые теперь будут играть не только конструктивную роль. Место грубых, но надежных креплений Kee Klamp займут элегантные литые элементы. Кожаное кресло обретет более лаконичный и стройный вид. Индустриализованная версия будет иметь кожаную обивку сидения и опции, позволяющие использовать кресло как кушетку за счет раздвижных подлокотников и подголовника. Две версии ограниченного выпуска – одна выполнена из ржавого металла, другая – из хрома, будут довольно тяжелыми по весу, что, однако, не мешает использовать их по назначению. «Moreover» – это обновленный «Rover», которой все же остается самим собой. По сути, это по-прежнему объект, который не так уж невинен, но все так же очарователен.
Автор: Диян Суджик (Deyan Sudjic)