Архитектура Захи Хадид (Zaha Hadid) обращена к форме и пространству вокруг нее, исходящему из нее и переходящему в захватывающие дух, изменчивые пространственные последовательности. Театрализованные и притягательно изысканные, ее здания начали менять представления о том, что можно создать из бетона и стали, смешав революционную эстетику конструктивизма с текучей органичностью импрессионизма. Эволюция зданий Захи от зазубренных, супрематических форм Пожарной Станции Vitra (1993) до приводящих в трепет плавными очертаниями городских застроек Научного Центра Phaeno в Вольфсбурге (2005), отражает постоянное желание к вопрошанию традиционно ортогонального (прямоугольного) плана; это форма, всегда стремящаяся приблизиться к невидимым объему, пространству и времени, объединенных вокруг структуры. Ее здания выделяются на общем фоне города, словно скульптуры, в тоже время соединяют вместе несоизмеримые участки пространства, всегда удивляя и создавая бесконечные связи.
Стол «Mesa» (Столовая гора – холм с плоской вершиной') появился в результате архитектурного эксперимента, который подобным же образом основан на построении связей. «Elastika» (эластика) – именно так называлась инсталляция, созданная в 2005 году в здании Moore для выставки Miami Design Fair. Для восстановления атриума здания, созданного в 1921 году, требовалась лаконичная структура. Заха предложила органичную сеть «волокон», которые соединяли бы пространство и этажи сквозь атриум, не препятствуя изменению уровней и перекрещиваясь в воздухе. Эффект напоминал огромную жевательную резинку, растянутую сквозь внутреннее пространство. Это был внеземной элемент из разряда научной фантастики, который видоизменил самый центр здания, пронизывая пространство. Создавалось впечатление, что само пространство стремится сжаться вновь до состояния единого целого.
Стол «Mesa» берет начало в схожем состоянии. Возвращая идею обратно к ее составным частям – земле, структуре, поверхности – этот предмет дизайна создает мир между двумя горизонтальными плоскостями, мир, который становится структурой, но в котором пустоты выражают форму не меньше, чем материя. Эти пустоты появляются не просто как дыры, но продолжают конструировать поверхность. Заха сравнивает это с водяными лилиями на озере, плоские листья которых поддерживают невидимые органические структуры в глубине. Это необычное отделение поверхности от структуры придает форму четырем секциям органичных очертаний с четко заданным разделением на поверхности, охарактеризованным как «пространствосплетения» – ‘place-mats’ . Так как один конец соединен невидимой гравитационной силой, он искажает симметрию, утончающийся стебель, соединяющий с ним другие формы, тогда как нижняя часть структуры эластично растягивается, поддерживая искажение.
«Mesa» становится микрокосмическим выражением пространственных идей, свойственных архитектуре Захи Хадид. Форма не только играет функциональную роль, но вместо этого искажается течением пространства и характером плоскости. Она становится чем-то пластичным и эластичным, более Эйнштейновским или Картезианским, воскрешением в памяти мира, творимого невидимыми силами и темным веществом (наполняющим вселенную), изменчивым четырехмерным миром, в котором стол может изгибать пространство внутри себя и вокруг. Он превращает любое пространство в комнату Захи.
Автор: Эдвин Хиткоут (Edwin Heathcote)