Чтобы узнать город по-настоящему, изнутри, нужно обязательно побывать в его заведениях: кофейнях, ресторанах, барах. Если до этого мегаполис казался немного чуждым, то, воспринимаемый сквозь окна и витрины, он становится несравнимо ближе. Место за столиком кафе – это конкретные координаты в знакомом или не очень месте, где человек из стороннего наблюдателя превращается в участника внутренней городской жизни.
Отсветы и отражения
На улице Белинского довольно оживленное движение, изысканная архитектура и большой выбор ресторанов. Крупными бриллиантами выделяются новые окна без переплетов. Название «Лапша» напоминает о предшествующем заведении, а новое открыто под управлением ресторанных продюсеров Антона Мухина и Леонида Затуливетрова. Концепция была полностью переработана, но сохранена преемственность – «память места». Раньше на первом этаже исторического здания располагалось кафе в восточном стиле и с восточной кухней. Решив изменить интерьер, владельцы пожелали одновременно европеизировать ресторан, сделать его более статусным и престижным. При этом в меню остались блюда тайской кухни, в сервировке столов присутствуют деревянные палочки, а в деталях убранства прочитываются тонкие восточные аллюзии. Архитекторам Глебу Дегтяреву и Анне Фоличеевой удалось создать оригинальную атмосферу и ощущение роскоши, не выйдя за пределы обозначенного бюджета. Этому немало способствовало взаимопонимание с заказчиком: эскизный проект практически не подвергся изменениям в процессе воплощения.
Первое, что впечатляет, когда переступаешь порог, это смелые черные арки, перекрывающие пространство и подчеркивающие существующую конструктивную систему здания. Стены, барная стойка, каркасы стульев и кресел – также черного цвета. Однако помещение не воспринимается мрачным или подавляющим. Такой эффект достигается благодаря использованию разнофактурных поверхностей: опоры и внутренние части арок – матовые, деревянные элементы покрыты глянцевым лаком, а рисунок обоев образован сочетанием как глянцевых, так и матовых орнаментальных элементов. Продуманная подсветка стен также не позволяет им выглядеть однозначно черными.
Особую эмоциональность интерьеру придает использование насыщенных красных акцентов: занавесей и мебельного текстиля. Сочетание красного и черного – известный во многих культурах декоративный прием, сильно воздействующий на зрителя, вызывающий ощущение ликования и праздника. Достаточно вспомнить китайские лаковые кабинеты с завораживающими изображениями птиц, цветов и драконов или русскую хохломскую роспись и палехскую миниатюру. Дизайнеры успешно применили древний опыт оформления не для решения отдельного предмета, а для организации пространства в целом.
Впечатление от окружения меняется в зависимости от времени суток: днем в окна струится не останавливаемый оконными переплетами солнечный свет. Он эффектно контрастирует с отделкой стен, а на полу остаются радужные отсветы от хрустальных светильников, расположенных в оконных проемах. Когда наступает вечер, в интерьере ясней обозначается точечная подсветка, образующая на стенах причудливый рисунок, ярче загораются бра и торшеры, мерцают огоньки свечей – чувствуется причастность к приятно волнующей тайне.
Узнавание по фото
Небольшая площадь ресторана обязывала сделать интерьер особенно уютным – столовые группы здесь организованы так, что каждое место остается обособленным, предусмотрен также VIP-кабинет. В центре расположена радиусная барная стойка. Зрительно объединяя пространство и формой поддерживая графичные очертания арочных проемов, она позволяет рационально использовать место вокруг центральной колонны.
Плафоны потолков декорированы напечатанными на холсте стильными фотоколлажами: черно-белые, чуть тонированные сепией изображения людей сразу же привлекают внимание, а, если специально не акцентировать на них взгляд, воспринимаются формальным орнаментом. Чуть оторванный от основной плоскости потолка профиль карниза способствует зрительному увеличению высоты помещения.
В качестве напольного покрытия использована дубовая доска. Светлая древесина особенно выигрышно выглядит при дневном свете, подчеркивая силуэты столов и стульев. Кресла классических форм обтянуты малиново-красной тканью с орнаментом из цветов и листьев. Обращают на себя внимание диваны, изготовленные по эскизам архитекторов: они прекрасно сочетаются с остальной мебелью и поддерживают общее настроение. Для двухместных канапе найден тот единственно верный масштаб, позволяющий изделию быть одновременно компактным и комфортным.
В VIP-кабинете пространство организованно с помощью протяженного дивана. Волнообразный силуэт спинки акцентирует торцевую стену. Столы, оставшиеся от предыдущего ресторана, идеально вписались в кардинально преобразованный интерьер. Простые по конструкции, прочные и устойчивые, они нейтральны по образу, но одновременно их ритмически повторяющиеся металлические опоры напоминают о мебельном искусстве востока.
Интерьер в целом можно рассмотреть также с точки зрения «классических мотивов», определенно в нем присутствующих. Различные предметы в отдельности действительно можно считать репликами классики: кресла с традиционной спинкой в виде медальона, рамы зеркал в духе рококо, профили карнизов и столешница барной стойки. Однако в своем сочетании они образуют поле своеобразной игры: рамы только выглядят антикварными, а масштаб обрамлений арок и стойки бара намеренно увеличен. Красные «театральные» занавеси довершают общую картину. Такими средствами удалось создать респектабельную, в меру роскошную, не лишенную определенной доли иронии обстановку.
Здания строятся на века, современные интерьеры – на десятилетия. Особенно непостоянны общественные пространства: иной раз трудно узнать улицу, если долгое время не случалось проходить по ней – настолько ее изменили вывески и виды за витринами. Но некоторые заведения не только долго остаются на своем месте, но и не исчезают бесследно после закрытия, им удается сформировать собственную атмосферу, собственный мир. Ресторан уникального «восточно-западного» направления – недавно открывшаяся обновленная «Лапша» – имеет все шансы попасть в число именно таких мест.
ДОСЬЕ
Глеб ДЕГТЯРЕВ,
Анна ФОЛИЧЕЕВА
архитекторы
Закончили Санкт-Петербургский государственный академический институт живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина (Академия художеств), отделение архитектуры. В настоящее время – архитекторы петербургской архитектурной мастерской «Нева-проект», основанной в 1989 г. Классическое образование позволяет авторам использовать в своей работе всю палитру как традиционных, так и современных стилей и тенденций. За долгие годы творческого сотрудничества группой спроектировано и реализовано множество общественных и частных интерьеров в России и за рубежом.
СПРАВКА
Мебель и стулья: Неодекор
Диваны: Sternkraft
Обивочные ткани и шторы: Контрактстрой
Плитка: Novus
Гипс (потолочные и арочные карнизы): Акант
Стеклянная перегородка: Гласс Дизайн Студио
Обои: Ампир-Декор
Текст: Алексей ВЕСЕЛОВ
Фото: Георгий ШАБЛОВСКИЙ
Авторы дизайн-проекта: Глеб ДЕГТЯРЕВ, Анна ФОЛИЧЕЕВА