Миланский мебельный салон – грандиозное мероприятие, собравшее в этом году почти 350 тыс. посетителей. Местом проведения вновь стал комплекс Ро-Перо (Rho-Pero), построенный по проекту Массимилиано Фуксаса. Несмотря на международный статус I Saloni, самые большие выставочные площади, как всегда, были отданы итальянским производителям – на своей территории они подошли к вопросу участия с вполне оправданным размахом. Стенды ведущих производителей других стран – например, из Германии – смотрелись гораздо скромнее.
По мнению многих, в этом году количество посетителей I Saloni достигло критической отметки: чтобы попасть в метро после окончания очередного выставочного дня, людям приходилось по часу стоять в очереди. Конечно, большинство отнеслось к этому с должным юмором и пониманием – на крупнейшей международной мебельной экспозиции по определению не может быть мало народу. Однако не всем профессионалам понравился уход от формата B2B: в Милане оказался достаточно большой процент посетителей-«неспециалистов», которые приехали в итальянскую столицу для приобретения единичного товара – новой кухни для своей квартиры или дивана в гостиную.
На площади более двухсот тысяч квадратных метров уместилось примерно две с половиной тысячи компаний. Основные разделы выставки – Salone Internazionale del Mobile(мебель), International Furnishing Accessories Exhibition (аксессуары), Eurocucina (кухни), International Bathroom Furniture Exhibition (ванные комнаты), SaloneUfficio (офисы), SaloneSatellite (молодые дизайнеры). Самое большое количество народу наблюдалось в секторах современного дизайна, к классике интерес был явно меньше. Интересно, что в павильонах с классической мебелью было особенно много посетителей из России.
Из-за огромного количества экспонентов и наплыва людей многим путешествие по итальянским выставочным просторам показалось несколько утомительным. Однако вернулись все хотя и уставшие, но очень довольные, а самое главное – с массой впечатлений. Ведь нечасто предоставляется возможность увидеть всех самых известных производителей одновременно на одной площадке. M&D решил пообщаться с петербургскими специалистами, чтобы расспросить их о прошедшем грандиозном событии, трендах мебельного дизайна и самых ярких новинках от ведущих фабрик.
Татьяна ЧУРБАКОВА, заместитель генерального директора ООО «ГРАНД ДИЗАЙН Архитектура жилья»
– Как всегда впечатлил стенд итальянской компании Valcucine. Ведущий дизайнер фабрики Габриэле Чентаццо решил еще раз привлечь внимание к модели, явно опережающей свое время, – речь идет о кухне Artematica Vitrum. Ее особенность заключается в том, что практически все конструктивные элементы – фасады, столешница, боковые стенки – выполняются из сверхпрочного стекла, прошедшего лазерную обработку. Специальный механизм с металлическим шариком, падавшим прямо на стеклянную поверхность и не оставлявшим абсолютно никаких следов, наглядно демонстрировал посетителям стенда все преимущества материала от Valcucine. Интересная деталь – выдвигающаяся барная стойка, демонстрирующая тенденцию к универсализации, способная выдерживать вес до 65 кг. В рамках природной темы фабрика предлагает встраивать в кухонный гарнитур специальные шкафы для выращивания свежей зелени к обеденному столу.
Конечно, на выставке не обошлось без классики: многие кухонные фабрики представили модели в классическом стиле. За их великолепными фасадами скрываются последние достижения современной бытовой техники. Стоит отметить повышенное внимание к гардеробным комнатам, превратившимся в самодостаточные помещения для хранения одежды.
Многие компании сделали акцент на новых вариантах отделки. Так, Giorgetti поразила публику коллекцией мебели с отделкой шпоном pau ferro – «железного дерева» – очень ценной Южно-Американской породы. Особо обращает на себя внимание стол для руководителя Exedra архитектора Леона Крие: это монументальнее и прочное сооружение. Фабрика Flou, знаменитая моделями кроватей, показала коллекцию необычной корпусной мебели с отделкой из эбенового дерева: столики для хранения драгоценностей, косметики, предметов макияжа.
Андрей Юдин, архитектор, архитектурное бюро «Юдин&Новиков»:
– Основное внимание мы постарались уделить павильонам, где представлен минимализм и инновационные разработки в области мебельного дизайна, – удивляют и известные европейские бренды, и только что появившиеся на рынке небольшие дизайнерские фабрики. Конечно, посмотрели и классику, которая пользуется популярностью у наших клиентов. В этой нише все выглядит более или менее однозначным: в классическом секторе традиционно присутствует ряд ключевых фабрик, явно выделяющихся на фоне основной массы производителей, которые считаются трендмэйкерами – законодателями интерьерной моды. Среди них можно назвать итальянские компании Colombo stile, Provasi, Angelo Cappellini, Bamax, Medea.
Очевидная черта миланской выставки – яркое, креативное оформление стендов. Иногда они выглядят интереснее, чем сама продукция. В этот раз стремление производителей сделать акцент на природной тематике сразу бросалось в глаза: компании использовали для своих экспозиций очень много зелени, живых растений, элементов ландшафтного дизайна. В частности, фабрика Flou, специализирующаяся на мебели для спальных комнат, создала на стенде своеобразную инсталляцию: по всей поверхности одной из стен, сделанной из ткани, эффектно стекала вода.
Что касается трендов выставки, то популярными становятся контрастные цветовые гаммы, встречается много сочетаний черного и белого. Но как мы заметили, начинается эпоха монохромных белых интерьеров: белые диваны, ковры, светильники. Продолжает быть актуальным сочетание черного и золотого. Раппорт тканей и обоев становится более крупным. В декорировании интерьеров присутствуют китайские мотивы и аксессуары.
Главная тенденция в дизайне мягкой мебели: диваны приобретают все более сложные конструкции, доминируют многофункциональные «трансформеры», к которым примыкают различные системы хранения и мультимедийное оборудование – кресло со встроенными наушниками уже никого не удивляет. Было много интересных разработок в области совмещения мебели и видеотехники: жк-мониторы, встроенные в стены, дверцы шкафов, стеклянные панели.
Мария ТОЛМАЧЕВА, дизайнер Domus Aurea
– В этом году акцент выставки был сделан на кухнях. Общая тенденция заключается в том, что большинство производителей сосредоточивают свое внимание на технологических инновациях, применении оригинальных материалов. Кухни становятся «умными»: оснащаются электроприводами, внутренней подсветкой, техникой, не свойственной кухонному пространству – например, ТВ и радиосистемами. Особое внимание уделяется наполнению шкафов, в качестве материалов используются дорогие породы дерева – тинео, орех и др. Что касается мягкой мебели, то я обратила внимание на обновленную серию Naked sofa, разработанную дизайнером Марселем Вандерсом для голландской фабрики Moooi. Она включает в себя определенный набор мягкой мебели и огромный выбор разнообразных обивок-«платьев» для нее: таким образом, клиент сам выбирает своеобразный «гардероб» для своего дивана. Moooi пошла навстречу декораторам и предложила несколько новых серий аксессуаров, коллекцию обоев и текстиля. Повышенное внимание к декору – одна из тенденций I Saloni 2008. Итальянская фабрика Molinari, известная своим мастерством в обработке натуральной кожи, представила интересную комбинацию мягкой мебели и систем хранения под названием Systema. У голландской компании Piet Boon Zone стоит обратить внимание на минималистичные модели стульев Saar с квадратными ручками и эргономичный стол Ids.
Наталья ФУРСОВА, генеральный директор Галереи французских интерьеров Ludovic
– На I Saloni 2008 общей нитью проходила тема близости с природой. Встречалось декорирование павильонов цветами, камнями. В серии «Модильяни» от Bruno Piombini мы увидели кровать с изголовьем из массива дерева, повторяющим рисунок цветка. Итальянская компания Bizzotto представила стол Sidney на серебряных ногах со столешницей из необработанного дерева. Часто встречается тонировка нежных оттенков – белый, сливочный, графит. У многих производителей сохранена и ничем не прикрыта живая фактура натуральной древесины. Однако нельзя не отметить и большое количество глянцевых поверхностей белого и черного цветов.
Запомнился стенд компании Edra с эффектными и немного театральными композициями. Среди ярких моделей – оттоманка «Шахерезада», обитая тканью с восточным орнаментом, креативная модульная система из золотых изогнутых зеркал с полочками, большие мягкие диваны, отделанные кожей.
Удивило внимание к техническому оснащению у некоторых кухонных производителей. Giorgio Piotto представил имиджевую белую кухню с темной рельефной патиной: выполненная полностью из массива вишни с резными элементами цветочного орнамента, она производит впечатление воздушности. Ее стиль – что-то среднее между барокко и либерти. Все наполнение – от выдвижных механизмов, доводчиков до сенсорных осветительных приборов Blum – выполнено по последнему слову техники. Над созданием этой кухни работали итальянские и русские архитекторы, но стиль мастера, Джорджио Пиотто, остался узнаваемым.
Полина ТАВРИЗЯН, дизайнер салона Natuzzi
– Каждый год в апреле я откладываю все дела и отправляюсь в Милан. Fiera Milano – это огромный город, состоящий из 24 выставочных корпусов. Обойти всю эту громаду практически невозможно, тем более что выставка – это не только великий мебельный парад, но также и великое мебельное общение.
В современной мебели сохраняется стойкая тенденции к минимализму с его четкими и спокойными геометрическими формами (например, продукция фабрики Lema). В отделке обязательно использование дорогих натуральных материалов. Упор делается на всевозможные механизмы – стоит только прикоснуться, и дверь любого шкафа или ящик комода плавно выдвигается. Необычайно популярны всевозможные открытые стеллажи и полки. В моде – зебрано под лаком и разнообразные оттенки фиолетового, который сегодня фаворит в любой из комнат и в любом из стилей. Используется много крупных цветочных рисунков.
Основные представители мебельного mainstream предлагают все, что располагает к комфорту, спокойствию, буржуазной самодостаточности и получению максимального удовольствия от жизни. Иногда посетителей выставки ослепляли гламур и вальяжный шик, переходящий местами даже в китч (например, продукция фабрики мягкой мебели Danti). Авангардные дизайнеры, которые традиционно представляют прототипы будущих мебельных коллекций, которые войдут в моду, возможно, только через несколько лет, предлагают яркие, смелые, энергетически активные цвета для пластика, стекла, керамики, а также резкие, контрастные сочетания разнообразных оттенков и материалов (например, фабрика Kartell).
Яна САХНОВСКАЯ, руководитель салона Form und Raum
- Выставка Eurocucina в формате I Saloni проводится в Милане раз в два года. Поэтому в первую очередь, привлекли внимание новинки от ведущих кухонных производителей. Очевидно стремление большинства фирм обозначить кухню как архитектурный объект. Функциональность составляющих деталей доведена здесь до совершенства: автоматические системы открывания-закрывания, встраиваемые термостатичные смесители, а также мультимедийные возможности – акустические системы, жк-мониторы, интернет, CD и DVD проигрыватели и пр. Фабрика Leicht представила кельнскую новинку – программу Concept 40, где вместо традиционных верхних шкафов установлены стеновые панели с шагом 40 см. Посетители Eurocucina могли увидеть уже получившую известность кухню P’7340 от Poggenpohl, разработанную в альянсе с ателье Porsche Design. Программа позиционируется как кухня для мужчин, обладает лаконичными формами и техническими совершенством.
Из компаний, выставленных interni (вне комплекса), интересной показалась экспозиция итальянской компании Paola Lenti, часть которой располагалась под открытым воздухом. Фабрика презентовала новую коллекцию outdoor: ее особенность заключается в использовании ткани aquatech. За счет этого материала и особого наполнения подушек, уличные диваны могут быть такими же мягкими и комфортными, как в гостиной. Миланская выставка – яркое событие, формирующее основные тенденции в индустрии мебели и дизайна. А для архитекторов и дизайнеров – это еще и источник вдохновения.
Текст: Ирина БИРИЛОВА
Фото: компании-консультанты, www.cosmit.it
Консультанты: компании «ГРАНД ДИЗАЙН Архитектура жилья», «Окания», Domus Aurea, Form und Raum, Галерея Ludovic, архитектурное бюро «Юдин&Новиков»