29 мая этого года исполняется 100 лет со дня рождения Джорджа Нельсона (George Nelson). По случаю этого памятного события Vitra переиздает стул Pretzel - один из самых известных предметов дизайна Нельсона. Юбилейный тираж будет ограниченным – всего 1000 изделий, изготовленных из высококачественного палисандрового шпона.
В 1950-е гг. Джордж Нельсон и его студия в Нью-Йорке разработали серию индивидуально выразительной мебели для сидения, ряд предметов которой до сих пор остаются общепризнанной классикой. В 1952 году, предшествуя знаменитому стулу Coconut («кокосовый орех») и диванчику Marshmallow («воздушный зефир»), Нельсон спроектировал стул из сложно изогнутой фанеры, изначально обозначенный просто как «Фанерованный стул». Смелый и элегантный изгиб спинки и подлокотников вскоре дал стулу его второе «неформальное» название – Pretzel, или «калачик». Фанера использовалась для спинки и основания стула, а также для четырех его ножек, скрещивающихся под сидением. Сужающаяся книзу форма ножек добавляет дизайну стула изысканность и утонченность.
Вскоре после выпуска стула Pretzel в продажу Нельсон издает свою книгу «Стулья» (1953), в которой представлен всесторонний обзор развития и многообразия современной на тот момент мебели для сидения. В своей книге Нельсон описывает стулья как один из важнейших элементов современной мебели: «Можно только догадываться, какие из предметов мебели будущее поколение сочтет наиболее типичными для Западной Европы первой половины 20 века, но я полагаю, что современному стулу в этом списке определенно найдется место» . Несколько основных положений, сформулированных Нельсоном в его книге, воплощены в стуле Pretzel в манере, достойной подражания. Одновременно с пропагандой встроенных в интерьер шкафов, освещения и диванов, Нельсон видел путь для дальнейшего развития стула как самостоятельного предмета обстановки. Для Нельсона стул представлял собой не только индивидуализированный объект. На открытом пространстве современного интерьера стул отрывался от стены и вместо этого свободно размещался в пространстве, принимая, таким образом, форму скульптурного объекта. «Легковесность, прозрачность и элегантный силуэт» были решающими свойствами стула, по мнению Нельсона – все эти черты нашли воплощение в стуле Pretzel.
Глядя на фотографии рабочей студии Нельсона тех лет, можно заметить преобладание среди мебели классических стульев из гнутой древесины. С точки зрения формы, стулья из гнутой древесины производства фирмы Thonet могли, вероятно, послужить источником вдохновения при создании стула Pretzel. Однако вместо гнутого дерева Нельсон использовал современную тому времени фанеру. С позиции производства это оказалось весьма смелым шагом, особенно процесс сгибания фанеры при изготовлении полоски для спинки, которая образовывала вертикальную поверхность – опору для спины и две горизонтальные – для рук. Связанные с производством затраты также были в числе основных причин, по которым две оригинальные версии (с подлокотниками и без таковых) были выпущены в очень ограниченном количестве.