Стулья Butterfly оригинал: unicahome.com
Лампа "Bokka", 2005 оригинал: www.unicahome.com
Упаковка для помады Maybelline оригинал: karimrashid.com
Шахматы оригинал: www.uncommongoods.com
Бутик Армани оригинал: karimrashid.com
Ресторан Nooch в Нью-Йорке оригинал: karimrashid.com
Отель Semiramis в Афинах оригинал: karimrashid.com
|
Карим Рашид - один из самых известных современных дизайнеров США, профессор Университета Искусств в Филадельфии. Его работы оказывают влияние на развитие мирового дизайна. Он не только практик индустриального дизайна, но и автор книг, статей, лекций.
Карим Рашид родился в Каире в 1960 году, рос в Англии и Канаде, где и получил диплом дизайнера в университете Карлетон (Carleton University) в Оттаве. После стажировки в Италии в 1993 году открыл собственную мастерскую в Нью-Йорке. Работал со многими именитыми клиентами, такими как Prada, Edra, Foscarini, ZeroDisegno, Method Home, Issey Miyake, Totem, Pure Design, Zeritalia, Fasem, Guzzini, Estee Lauder, Tommy Hilfiger, Giorgio Armani, Sony, Magis, Leonardo, Zanotta, Maybelline, Yahoo, George Kovacs, Citibank, Nienkamper, YSL и др. Сейчас он – самый продаваемый дизайнер мира. Каждый месяц в мире проходят две его выставки и с десяток лекций. Только за последние десять лет получил около тридцати наград в области промышленного дизайна. Более семидесяти его работ – в постоянных экспозициях двух десятков музеев дизайна и современного искусства.
Карим Рашид считает, что «...нейтральность, как и дурацкий патетичный минимализм - мертвы. Модернизм – отжившая свое концепция. XXI век заботится о новой энергии, о нематериальном, об утрате формы и ее обретении, о прозрачности, цвете, запахе. О цифровых технологиях, способных создать место обитания одновременно реальное и ирреальное, метафизическое и физическое». Дизайнер хочет проектировать то, что «влияет на наше самочувствие: автомобили, самолеты, одежду, дома, роботов». Его предметы всегда окрашены в оптимистичные цвета: розовый, белый, серебристый, оранжевый и др. Карим Рашид придумывает мебель, светильники, посуду, бутылки для жидкого мыла, парфюмерные флаконы, упаковку для косметики, одежду, драгоценности, часы, игрушки. Он проектирует все «от посуды до отелей» при этом дизайнер старается делать каждую вещь для человека так, чтобы она несла в себе утилитарное значение - была максимально полезной. К примеру, таковы пластиковые шахматы, которые никогда не падают, потому что вставлены в специальные лунки, помады в конусообразных корпусах, которые невозможно опрокинуть.
Максимально продуманы и его интерьеры, все в них удобно и рационально. Однако его конструкции, будь то мебель или флаконы для парфюмерии больше похожи на предметы обихода из далекого будущего, нежели на мебель или аксессуары для жилых помещений. Карим считает, что его футуризм - это смелая попытка соединить виртуальный мир с реальным, хай-тек с природой, физическое с социальным. О своих смелых, на первый взгляд фантастических интерьерах он говорит: « ... я стараюсь максимально приблизить их (интерьеры) к потребностям сегодняшнего человека. Мы ведь все больше живем в виртуальном пространстве, и наш физический мир приобретает от этого иное значение. Поэтому предметы обстановки становятся технологическими объектами. Я уже не раз говорил и писал о том, что отрицать хай-тек - значит, отрицать современный образ жизни.» Карим Рашид убежден, что правильно оценить его интерьер возможно только пожив в нем.: «...человек, однажды поживший в моем интерьере, уже никогда не сможет вернуться в традиционную обстановку, потому что дизайн от Карима Рашида раз и навсегда покажет ему, что такие простые и прагматичные вещи, как окно с правильно падающим светом, или особая высота потолка, или многофункциональная мебель есть жизненно необходимые вещи. Правда, я осознаю, что окончательный переход к предложенной мною среде обитания - это дело будущего...»
Действительно, фантазии дизайнера не всегда понимаются заказчиками. Известен случай с бутиком для итальянского модельера Джорджио Армани. Карим Рашид тогда предложил следующее: в магазине нет никаких одежды и мебели -- только голые стены-экраны. На экранах маршируют манекенщицы в арманиевских моделях. Потенциального покупателя сканируют и, как в компьютерной игре, виртуальным образом примеряют на него понравившуюся одежду. Примерку при желании можно продолжить у себя дома, получив дискету с программой. Армани не соглашался на пустой магазин и хотел повесить там хотя бы немного одежды «...а то ведь получится бутик Карима Рашида, а не Джорджио Армани...», но дизайнер не согласился, так и не договорились. Крупные реализованные проекты интерьеров: рестораны в Нью-Йорке, гостиницы в Лондоне, Афинах и Лос-Анджелесе, интерьеры нескольких магазинов. Дизайнерский диапозон Карима Рашида позволяет ему разрабатывать как общий стиль интерьера, так и стиль каждой его небольшой детали, включая, например столовые приборы. Так, проектируя отель semiramis в Афинах, он спроектировал все: от архитектуры и интерьеров до формы персонала и флаконов для шампуня. Цветовая гамма типично рашидовская: белый оттенен зеленым лаймом, оранжевым, желтым, розовым. Материалы: полимерные полы, цветное стекло, стеклянная плитка. Маса медиапроекций, беспроводных устройств и прочих электронных новаций.
Несомненый интерес представляют «50 заповедей дизайнера», опубликованные в одном из журналов.
В 2001 году вышла книау "Я хочу изменить мир" ("I want To Change The World") в издательстве Universe Publishing. В ней представлены основные его идеи и проекты. Одно из намерений Карима Рашида - поставить компьютерные технологии на службу индивидуализации массовой продукциию, придумать способы удешевить предметы дизайна. Карим Рашид желает сделать так, чтобы новые технологии сделали повседневность удобной, удобство красивым, а красоту доступной.
Сайт Карима Рашида - karimrashid.com
|