Ant chair, 1952 оригинал: www.tribu-design.com
The Number Seven, 1955 оригинал: www.tribu-design.com
The Number Seven, 1955 оригинал: www.scandinaviandesign.com
Кресло, 1956 оригинал: www.tribu-design.com
Кресло Egg, 1958 оригинал: www.tribu-design.com
Набор посуды "Cylinda-Line", 1967 оригинал: www.designmuseum.org
Лампа AJ оригинал: www.scandinaviandesign.com
|
Арне Якобсен - известный датский архитектор и дизайнер мебели, интерьеров, тканей, изделий из стекла и металла, крупнейший представитель функционализма в датской архитектуре.
До поступления в Королевскую Академию искусств обучался на каменщика. Еще будучи студентом подавал большие надежды , получив серебренную медаль за дизайн стула, который был представлен на выставке Exposition Internationale des Arts Decoratits, состоявшейся в Париже в 1925 году.
С 1927 по 1929 год Якобсен работал в архитектурном бюро Пауля Холсо (Paul Holsoe), после чего открыл собственную дизайн-студию и начал частную практику в качестве архитектора и дизайнера интерьера. На его ранние работы оказало влияние творчество Корбюзье, Гуннара Асплунда (Gunnar Asplund) и дизайнеров Современного Движения (Modern Movement), например Людвига Мис ван де Ройя (Ludwig Mies van de Rohe).
Якобсен был одним из первых, кто своими проектами представил модернизм в датском дизайне. В числе этих проектов - "Дом будущего" (House of the Future) - круглый в плане, который он создал в соавторстве с Флеммингом Лассеном (Flemming Lassen) в 1929 году.
Его первыми значительными архитектурными объектами были Bella Vista housing в Копенгагене (1930-34) и Functionalist Rethenborg House в Ордрапе (Ordrup) (1930).
Якобсен даже в многоквартирных домах обеспечивал жильцам максимальную автономность. И пейзаж был для него важнее, чем социальные теории. Вместе с тем, он совершенно сознательно добивался того, чтобы из окна каждой квартиры открывался отличный вид. Комплекс Bellavista, этажность которого была ограничена муниципалитетом, состоит из 3х корпусов. С помощью уступов архитектор остроумно разбил южные фасады длинных крыльев на небольшие, слегка повернутые относительно сторон света секции. При этом продолжением наружной стены одной из комнат является балкон. Стена смежной квартиры образует на восточном фасаде соответствующий выступ. А ее южная стена снова "выныривает", завершаясь балконом. В каждой квартире есть видовой балкон. Каждая квартира имеет компактную правильную форму. Протяженность постройки скрадывается, а переход от двухэтажных секций к трехэтажным смягчается. Блестящее функциональное и зрительное решение, неразрывная связь с ландшафтом и природой, и никакого намека на биоморфизм.
Важной составляющей творческого метода Арне Якобсена было его стремление к созданию завершенного произведения: работая над проектом дома, он разрабатывал дизайн абсолютно всех его элементов. Любая самостоятельная функция должна была, по его мнению, получить и самостоятельное дизайнерское решение. Для своих наиболее известных архитектурных проектов, Аэропорта авиакомпании SAS и Radisson SAS Royal Hotel в Копенгагене (1856-1960), Якобсен спроектировал каждую деталь, вплоть до вилок, ножей и ложек. Кресла-скульптуры из литых стекловолоконных форм "Лебедь и "Яйцо" - творения Якобсона для отеля, стали настоящими шедеврами в мире дизайна и до сих пор остаются непревзойденными по удобству, простоте и изяществу стиля.
Еще ранее, в 1952 году, появился еще один шедевр от Якобсена - стул "Муравей" (Ant Chair) - а точнее серия штабелированных стульев из отформованной фанеры с металлическим каркасом. Впервые спинка и сидение стула были сделаны из одного куска фанеры. Дизайн стула "Ant" положил начало всемирной известности Арне Якосена как дизайнера мебели. Свыше миллиона стульев "Муравей" было распродано. Это первая настоящая промышленная мебель, ставшая иконой скандинавского дизайна.
Следующим шедевром Якобсена, как по значимости, так и по дате создания, является модель "3107" 1955 года, обычно называемая "Номер 7". Стул первоначально был выполнен из бука в белом и черном цвете. Впоследствии датский архитектор Вернер Пантон (Verner Panton) и датский художник Поль Гернес (Poul Gernes) расширили цветовую гамму, и сейчас стул выполняется разнообразной цветовой палитры из разных материалов (бук, клен, ясень, вишня). Стул номер 7 (1955) является одним из самых успешных коммерческих проектов, со дня его создания было изготовлено более пяти миллионов его копий.
Сидя в креслах и на стульях Якобсена, начинаешь заново ощущать разумную органику человеческого тела. Они сочетают в себе элегантность формы, рациональный подход к использованию материалов и легкость. Лишь единицам удалось превзойти обостренную чувствительность художника по отношению к пропорциям и цвету.
Талантливый архитектор, во всем мире Якобсен был известен как дизайнер мебели, но именно неординарное архитектурное мышление во многом повлияло на оригинальные формы созданных им предметов. Особенно это проявилось в его работах 60-х годов, когда внимание дизайнера привлекли геометрические формы: круги, цилиндры, треугольники и кубы. В это время были созданы набор посуда "Cylinda-Line" для компании Stelton и серия ламп "AJ" для Louis Poulsen, которые также стали классикой дизайна 20 века.
Незадолго до своей смерти, размышляя об успехе своего творчества, Арне Якобсен сказал: "Основной фактор - это пропорции. Именно пропорции делают греческие храмы такими прекрасными… И когда мы смотрим на самые выдающиеся здания Ренессанса и Барокко, мы видим, что все они имеют идеальные пропорции. Это важнейшая вещь".
По материалам:
"История дизайна", 2 том, С.Михайлов
сайт "Форма"
www.designmuseum.org
www.scandinaviandesign.com
|