Радио-рекодер "Don O", 1995, для Thomson оригинал: www.tribu-design.comg
Когда Джим приезжает в Париж, 1998 оригинал: www.designmuseum.org
Teo snoozing stool, 1998 оригинал: www.designmuseum.org
Phytolab, 2001, для Dornbracht оригинал: www.designmuseum.org
Комната White &Wnite, Hi-Hotel, Ница оригинал: www.innsoffrance.com
Душевая в комнате Strate, Hi-Hotel, Ница оригинал: www.innsoffrance.com
Комната Happy Day, Hi-Hotel, Ница оригинал: www.innsoffrance.com
Комната Indoor Terrasse, Hi-Hotel, Ница оригинал: www.innsoffrance.com
Интерьеры Stedelijk Museum, Голландия оригинал: www.framemag.com
|
Матали Крассе родилась в семье фермера во французском городе Шалон-ан-Шампань с численностью населения меньше 100 человек, никто из которых, естественно, не имел никакого отношения к дизайну.
Матали с энтузиазмом изучала маркетинг, пока во время курса рекламы ни попробовала себя в дизайне упаковки. Почувствовав страсть к созданию объектов, Матали решила сменить область деятельности и поступила в высшую Международную Школу Промышленного Дизайна в Париже (E.N.S.C.I.), которую закончила в 1991 г.
По окончании школы Матали отправилась в Милан, где принимала участие в Миланском Триенале, на котором представила проект The Domestic Trilogy (Домашняя Трилогия) – один из многочисленных ее проектов, в которых она пересматривает среду обитания человека. В Милане до своего возвращения в Париж Матали работает вместе с дизайнером и архитектором Денисом Сантакьяра (Denis Santachiara) в области архитектуры, промышленного и выставочного дизайна.
По возвращении в Париж (1993) Матали в течение пяти лет работает в студии Филиппа Старка (Philippe Starck), а затем в Tomson Multimedia electronics group.
В 1998 году она открыла свою студию в Париже. С тех пор Матали разрабатывает парфюмерные флаконы, плееры, телевизоры, светильники, зеркала, диваны, модульные системы, посуду, оформляет выставочные пространства. Объекты у Крассе многофункциональны: пуф легко превращается в стол, столешница — в полочку. Соотечественники Матали обозначают подобные вещи словом ludique — ее мебель провоцирует игру и эксперименты.
Ее первым значительным проектом была инсталляция с длинным названием «Когда Джим приезжает в Париж» (When Jim comes to Paris), состоящая из кровати, лампы и часов. Как говорит сама дизайнер, «Когда Джим приезжает в Париж» - это ее ответ на стесненные условия маленьких парижских квартир, в которых не всегда есть место для размещения приезжего друга, это новый способ разместить гостя со всеми удобствами в отсутствии отдельной спали для него. «Создавая этот набор предметов, я думала о воображаемом друге. Я хотела предложить альтернативное решение раскладному дивану». На вопрос: « Какие человеческие качества и эмоции вдохновляют Вас на творчество?», - Матали ответила: «Благородство, радушие, оптимизм. Как это было, например, с проектом «Когда Джим приезжает в Париж».
В своих последующих работах Матали продолжила исследовать новые возможности жизненного пространства.
Phytolab (2001) – абсолютно новая концепция ванной комнаты для компании Dornbracht. Для Матали ванна – не просто место для принятия водных процедур, а скорее место для расслабления и восстановления сил. Находясь в этом прозрачном кубе, человек, как в оранжерее, вдыхает воздух, наполненный ароматами живых растений, горшки с которыми равномерно размещаются по периметру. Принимая ванну в такой “фитолаборатории”, человек может абсолютно позабыть о внешнем мире и расслабиться.
Знаменитый Hi-Hоtel в Ницце, дизайн и декор которого целиком придумала Матали Крассе, — радикальное переосмысление роли гостиничного интерьера.
Hi - небольшая гостиница в реконструированном здании 30-х годов. И на этой площади - ни одного привычного пространства. Девять разных концепций на 38 номеров. Комнаты поименованы: Up & Down, Happy Day, Monospace, Digital, Strates, Technoconer, Indoor Terrasse, White & White, Rendez-vous.
В отеле посетителям предлагается изменить свой образ мыслей и свои привычки. Здесь каждое повседневное действие превращается в целое представление. Никто не навязывает определенного отношения к предмету – вещь будет тем, чем вы захотите. В отеле нет ресторана, вместо него в течение суток открыта столовая. Гостям выдаются четыре специальных контейнера, и каждый можно использовать, кому как больше нравится. Чайную чашку – вместо суповой, суповую – как салатник.
В тот же процесс гость оказывается вовлеченным и, оказываясь в комнате. Например в комнате White & White стол превращается… в элегантную кровать. Умывальники размещаются у изголовья кровать. Спальня может запросто стать прихожей. Прозрачный, ничем не разграниченный мир, который бесконечно трансформируется. Однако идея такой трансформации весьма функциональна. А воспринять удобство умывальника под подушкой может помешать только собственная нормальность.
А как вы воспримите изменение цвета в пределах одной комнаты, как это сделано в Strate – комнате с наиболее радикальной дизайнерской концепцией. Комната представляет собой многоуровневое открытое пространство, где зоны различного назначения помечены цветом: белым обозначена кладовая, синим уголок для гостей, желтым стеклянная душевая, малиновым – туалет.
О своем творческом методе Матали говорит: «Форма не является для меня главным. В основном, мебель не меняется со времен наших бабушек. Вопросы, которые вдохновляют меня на работу: Как мы можем пересмотреть жизненное пространство? Как мы можем внести радушие и великодушие в наши дома? Как можно переосмыслить маленькое пространство?». «Я исследую в дизайне новые возможности, отвечающие нашей фундаментальной потребности быть мобильными и свободными».
Эта потребность в свободе и мобильности лежит в основе всех проектов Матали: ее голубятня в районе Па-де-Кале, капсула шестиметровой высоты из оранжевого полимера, приглашает любителей птиц вовнутрь: оттуда через подзорные трубы они могут наблюдать прилет птиц. Посетители музея современного искусства и дизайна Stedelijk Museum (Den Bosch, Голландия), для которого Матали оформляла интерьеры (один из последних ее проектов) по воле дизайнера оказываются в совершенно ином мире, наполненном ярким зеленым цветом. «Зеленый делает рассудок ясным, а душу чистой», - говорит Матали, - «Когда я прихожу в музей, я подзаряжаюсь свежей энергией. Я хотела передать это чувство».
Сейчас Матали снова занята в гостиничном проекте: трансформирует сеть бюджетных отелей «Формулы-1», а также продолжает заниматься проектами в области промышленного дизайна, дизайна выставок и дизайна интерьеров.
Среди ее клиентов такие известные компании, как Artemide, Authentics, Thomson, Cristal Saint-Lous, Delta, DIM, Domodinamica, Domeau & Peres, Dornbracht, Edra, Lexon, Move, Panton-Universe, Orangina, Deknudt Decora, а также Tefal, Swarovski, Orangina et Reichard и др.
Работы Матали включены в постоянную экспозицию МОМА в Нью-Йорке, Центра Помпиду в Париже. Она делится своими знаниями вкачестве приглашенного лектора во многих дизайнерских школах Франции, Дании, Италии и Нидерландах.
В 2006 году жюри «Мебельного салона Парижа» присудило Матали Крассе титул «Творец года», признав ее одной из сильнейших личностей французского дизайна. Это достижение ставит ее в один ряд с такими важными мировыми фигурами дизайна, как Филипп Старк, Марк Ньюсон, Рон Арад, Росс Лавграв, Ронан и Эрван Бурулек.
Сайт Матали Крассе - www.matalicrasset.com
По материалам:
Terence Conran, Max Fraser 'Designers on design', Conran Octopus Limited, 2004
www.designmuseum.org
www.framemag.com
|