Бройер Марсель американский архитектор и дизайнер венгерского происхождения, один из основоположников промышленного проектирования, лидер функционализма. Марсель Бройер может расцениваться как один из наиболее значительных и влиятельных дизайнеров 20-ого столетия.
Родился в Пеште. В 1920 поступил в только что открывшийся Баухаус - Высшую школу строительства и художественного конструирования, основанную в Веймаре В.Гропиусом.
Еще будучи студентом в Баухаусе, он увлекался модернистскими экспериментами с дизайном мебели.
По окончании Баухауса (1924) работал в одной из его мастерских как живописец и скульптор. В 1925 году Марсель Бройер создал первый стул из стальных трубок. Находясь под впечатлением от руля своего велосипеда, Бройер первым применил стальные трубки в производстве мебели. Этот стул под названием"Василий" в честь Василия Кандинского, преподававшего в те годы в Баухаусе, стал одним из известных произведений Бройера. В настоящее время стул выпускается фирмой Cassina.
Кресла, стулья и табуреты Марселя Бройера из плавно изогнутых стальных трубок стали "визитной карточкой" стиля Баухауса. Эти предметы были моющимися, экономичными, в них подчёркивалась конструктивная сторона.
Образцы трубчатой мебели Бройера будучи выпущены миллионами экземпляров, давно заняли устойчивое место среди классики модернизма и надолго определила стилистику конторской мебели во всем мире.
Но не только стальная мебель принесла Бройеру международную известность. В истории ему принадлежит место новатора в области дизайна интерьеров. Его проекты 1930-х годов из алюминия и древесины вдохновляли многие последующие поколения дизайнеров. С современной точки зрения, его легендарные проекты интерьеров кажутся не менее важными.
Архитектурной практикой Бройер занялся в 1928 году, открыв частную мастерскую в Берлине.
В начале 1930-х годов были завершены его крупные архитектурные работы: дом Гидиона Зигфрида в Цюрихе (1934), дом Харнишмахера в Висбадене и жилой комплекс Дольтерталь в Цюрихе. Постройки выполнены в духе господствовавшего тогда в Баухаусе рационализма.
В это же время он активно занимаетя дизайном мебели, проектируя ее из листов фанеры.
В 1935 Бройер эмигрировал из нацистской Германии в Англию, а в 1937 переехал в США, где начал работать вместе с Гропиусом в Гарвардской школе архитектуры. Это сотрудничество оказало влияние на развитие следующей генерации архитекторов. Среди его учеников такие выдающиеся архитекторы, как Ф. Джонсон, П. Рудольф, И. Пей.
Бройер работал в содружестве с Гропиусом с 1937 по 1941. В этот период он разработал новые варианты односемейных домов, которые сыграли заметную роль в дальнейшем развитии жилого строительства США. Характерным примером может служить дом Хаггерти в Кохассете (шт. Массачусетс). Известность приобрел и собственный дом Бройера в Линкольне (1939).
В 1946, покинув Гарвард, Бройер начал самостоятельную работу в Нью-Йорке. В 1953 он получил первый крупный заказ на проектирование комплекса ЮНЕСКО в Париже.
В 1950-е и 1960-е годы он занимался исследованием конструктивных и пластических возможностей железобетона. Важнейшие работы этих лет - аббатство Сент-Джон в Колледжвиле (шт. Миннесота), исследовательский центр (IBM) в Ла-Год (Франция), дом Кёрфера в Швейцарии и, наконец, музей Уитни в Нью-Йорке. Эти сооружения здания демонстрируют достижения и возможности современной архитектуры и отличаются пластической выразительностью, мастерским использованием конструктивных и художественных возможностей бетона.
В постройках последних лет проявились черты экспрессионизма.
Творчество Бройера не было связано с каким-либо одним стилем или течением в искусстве; он свободно использовал широкий диапазон форм, конструктивных идей и материалов, поэтому его работы предлагают огромное разнообразие вариантов даже по современным меркам.
В железобетонных зданиях, проектах мебели он всегда соединял рациональность с острой пластической выразительностью композиции, стремился к функциональной чёткости композиции, к ясности структуры сооружений, к компактности планов и объёмов.
По материалам:
Всеобщая история архитектуры, т. 11.
Фремптон К. Современная архитектура. Критический взгляд на историю развития.
Поиск по сайту
Ближайшие события в области дизайна:
В России
Hometextile & Design - Международная выставка интерьерных тканей, домашнего текстиля и материалов для декорирования, 03.09 - 05.09, Москва, МФЦ "Крокус-Экспо"
Мебельная конференция Conf-Fu Fest China 2024 - Ежегодное отраслевое мероприятие для мебельщиков, в рамках которого проходит отраслевая выставка, мебельная конференция и шоу, 05.09 - 06.09, Санкт-Петербург, DAA DESIGN DISTRICT