-E-mail

  Designstory
История дизайна Мэтры дизайна Темы Новости Выставки Конкурсы Регистрация Контакты Реклама
Новости : Выставки/Фестивали

Архитектура как драйвер развития образования


Современная образовательная среда строится на разнообразии типологий пространств, что невозможно без уникальных архитектурных решений и современной эстетики. Параллельно у традиционного образования появился весомый конкурент — онлайн-платформы, которые постепенно стали неотъемлемой частью факультативного обучения.

Какими должны быть школьные пространства, которые могли бы поддержать эту новую парадигму? Каков он – современный архитектурный облик школ в условиях гибридной реальности? Как обстоят дела с доступностью недвижимости в сфере образования и в чем проблема взаимодействия девелоперов и операторов частных школ – все эти темы поднимались на дискуссиях в рамках Московского международного Салона образования (ММСО 2021), который проходил с 6 по 8 октября в гибридном формате.

Среда оказывает самое непосредственное влияние на развитие и формирование личности — сегодня это научно доказанный факт. Немного об истории вопроса. Образ сегодняшней школы — наследие эпохи индустриализации. Школьные здания продолжают строиться по принципам образовательного процесса, заточенного под стандартизацию форматов обучения и самих получаемых знаний. Или просто школа размещается в устаревшем здании, построенном в совсем в иное время, когда школа решала совсем другие задачи. В постиндустриальную эпоху необходимо воспитывать в ребенке многостороннюю, креативную и проактивную личность.

Нужен принципиально иной подход к формированию образовательных пространств

«Мы поставили перед собой амбициозную задачу: создать такую школу, которая бы мотивировала их к созидательной, творческой деятельности. Школу, которая бы воспринималась вторым домом. В которой было бы одинаково интересно и учиться, и проводить свободное время. Фото которой дети выкладывали бы в instagram с подписью “лучшая школа”, — говорит Сергей Надточий, арт-директор ATRIUM, участник дискуссии «Архитектурные решения для гибридной школы» в рамках ММСО 2021. – Чтобы этого достичь, наше бюро, к примеру, берет за основу теорию множественного интеллекта Говарда Гарднера, который ратовал за то, что каждому из широкого спектра когнитивных навыков должна соответствовать своя сенсорная среда, и интерпретирует ее в различных пространственных сценариях. Каждое школьное пространство, включая двор и экстерьер, не предназначается для какой-то одной функции, как это происходит в традиционной модели, а генерирует сразу несколько видов познавательно-развлекательной деятельности и развивает у учеников сразу несколько «интеллектов».



Школа становится своеобразным трансформером, как вся современная действительность

Актуальный подход к проектированию школ строится на нескольких принципах. Первый — переосмысление функциональной программы, чтобы создать благоприятные условия для развития гармоничной личности. Второй принцип — создание пространств, способных вдохновлять. Это подразумевает разнообразие всех видов связей и коммуникаций — начиная от визуальных ракурсов и маршрутов и заканчивая сценариями общения учеников с природой. Кроме того, для упомянутого бюро ATRIUM важна идея школы как города: использование в дизайне территории элементов городской среды — площадей, бульваров, мостов, переходов — работает как «урбанистический симулятор» и учит детей самостоятельному пребыванию в городе. Третий базовый принцип — проектирование образовательного пространства как социально и общественно значимого, полноценно включенного в жизнь района с утра до вечера.

Интересное решение, о котором рассказывалось на сессии ММСО 2021: школа как конструктор. Помещение зрительного или актового зала занимает большую площадь и зачастую пустует. Если же сделать его доступным и провести через него маршруты движения учащихся или объединить с вестибюлем, то можно будет использовать зал как пространство рекреации или для групповых занятий. Есть и другой подход — создавать экономически выгодные пространства, работающие в неучебное время: переводить школьную столовую в коммьюнити-кафе, спортивный блок — в спортзал для жителей, а библиотеку — в общественный центр района.

Систематизировав все эти подходы, архитекторы ATRIUM разработали пространственный конструктор, из элементов которого составляется понятный прототип будущего образовательного центра. Все элементы распределены по четырем базовым блокам: «искусство», «спорт», «наука» и «общественные пространства». Соотношение этих блоков по площади обычно связано с возрастом ребенка (значение науки и спорта в его развитии растет по мере взросления). Конструктор можно использовать и в том случае, когда школе необходимо создать определенный «уклон».

Еще одна интересная идея, озвученная на сессии ММСО – Школа как центр района. Современная школа может и должна становиться ключевым звеном районной социально-культурной инфраструктуры. Вместо того, чтобы быть огороженным «белым пятном», выключенным из городской ткани, школа может открыть доступ ко всем своим сервисам, начиная от двора со спортивными площадками и выставочными зонами и заканчивая зрительным залом и медицинским центром. Тем более, анализ действующего законодательства показал, что пропускной режим необходим только для доступа в здание школы: для прохода на территорию он необязателен. Подобный подход — классический пример стратегии win-win: повышая качество жизни в районе, он выгоден и девелоперу, и государственному заказчику.



Новые формы требуют и нового содержания

Новые форматы обучения: устойчивое развитие, применение принципов устойчивой архитектуры — совокупности архитектурных и инженерных решений, обеспечивающих высокие показатели среды обитания человека и сохранение экологического баланса – снижение выбросов в атмосферу, выбор экологически безопасных материалов, управление отходами. Единственный способ сделать такую архитектуру нормой, нивелировав сроки и масштаб надвигающейся экологической катастрофы, — это формировать экологическое мышление у детей с младшего возраста. Рабочая модель тут видится в наглядной интеграции устойчивых технологий в здание школы. Дополненная реальность, как новая форма обучения – может помочь совместить преимущества онлайн- и офлайн-обучения. Классная комната и кампус будущего должны будут уметь предоставлять любую информацию в режиме реального времени. Учебные помещения, расположенные в разных географических точках, можно виртуально объединять в одно пространство: это не только оптимизация кадров, огромный потенциал для удаленных регионов и населенных пунктов, но и возможности культурного международного обмена. Другая возможная форма гибридности для школ, которые смогут работать как сервис, — это ее «уберизации» — создания приложения, с помощью которого можно было бы подбирать для себя подходящий сервис: художественную или музыкальную студию, занятия по робототехнике и т.д. Такой проект предложил архитектор, сотрудник компании «Брусника», Абдуллах Ахмедов.

Архитектура гибридной школы – новая интересная тема, пока она остается предметом исследований, и выработка подходящих решений еще только предстоит.

Развитие школы будущего невозможно без решения сегодняшних проблем. Сессия «Доступная недвижимость в образовании: система государственно-частного партнерства» еще раз показала, что механизмов взаимодействия девелоперов, банков, органов исполнительной власти, частного образования все еще нет, а система предоставления помещений для образовательных организаций до сих пор максимально не прозрачна. Еще одна важная и интересная тема – школы в современных ЖК, особенно вип-класса, обсуждалась на панельной дискуссии «Девелоперы и частные школы: PRO ET CONTRA». Без осознания девелоперами того, что школьные пространства – это социальная инфраструктура, и с точки зрения коммерции они должны идти по другим нормативам, без включения принципов социальной ответственности коммерческих структур, перехода к школе будущего не получится.

Галерея

Предыдущая новость Следующая новость

Все публикации по теме

MosBuild 2024 Более 640 экспонентов представят на MosBuild 2024 экспо зицию отделочных материалов
27.03.24
Самый большой обойный стенд в мире, презентации новых коллекций сезона, продукция, разработанная специально для выставки, и два уникальных лектория – все это экспозиция отделочных материалов выставке MosBuild 2024. Подробнее...

HOMETEXTILE & DESIGN 2024
17.03.24
Международная выставка интерьерных тканей, домашнего текстиля и материалов для декорирования Hometextile & Design 2024 (бывш. Heimtextil Russia) пройдёт на новой площадке — в МВЦ «Крокус Экспо» с 3 по 5 сентября. Подробнее...

DECORIUM — флагманский проект выставки MosBuild 2024 со звездным составом спикеров
17.03.24
Третий год подряд MosBuild представляет спецпроект Decorium. В этом году авторов проекта площадки вдохновила, пожалуй, самая противоречивая, обсуждаемая, вызывающая опасения и надежды технология — Искусственный Интеллект. Подробнее...

Email
Пароль

  Поиск по сайту

Ближайшие события в области дизайна:

В России


HouseHold Expo весна 2024 - 32-я международная промышленная выставка товаров для дома, 27.03 -29.03, Москва, ЦВК «Экспоцентр»

Stylish Home. Objects & Tableware 2024 - 22-я Международная промышленная выставка предметов интерьера, декора, освещения и текстиля, 27.03 -29.03, Москва, ЦВК «Экспоцентр»

HomeFest - 11-я международная текстильно-интерьерная выставка, 02.04 -04.04, Москва, Event Hall "Даниловский"

MosBuild 2024 - Международная строительно-интерьерная выставка, 02.04 - 05.04, Москва, МВЦ «Крокус Экспо»

Дизайн-Конференция 2024 - Международная выставка мебели, интерьерных решений и искусства, 6.04-8.04, Москва, Центр креативных индустрий МГТУ им.Н.Э.Баумана

Design&Decor - Международная выставка предметов интерьера и декора, 16.04 - 18.04, Санкт-Петербург, ЭКСПОФОРУМ

ИнтерСтройЭкспо - 30-я юбилейная Международная выставка строительных, отделочных материалов и инженерного оборудования, 16.04 - 18.04, Санкт-Петербург, ЭКСПОФОРУМ

За рубежом


Salone del Mobile.Milano - Миланская мебельная выставка, 16.04 - 21.04, Милан, Fiera Milano, Rho

 Designstory в социальных сетях:





Copyright © 2005-2024 Designstory Design by Designstory