-E-mail

  Designstory
История дизайна Мэтры дизайна Темы Новости Выставки Конкурсы Регистрация Контакты Реклама
Новости : Выставки/Фестивали

Все публикации по теме

Heimtextil Russia меняет название
18.05.22
Международная выставка Heimtextil Russia пройдет под новым названием – Hometextile & Design в запланированные даты 20 – 22 сентября 2022 года в ЦВК «Экспоцентр». Подробнее...


Выставка «Трын*Трава. Современный русский стиль»
09.05.22
Продолжается прием работ для экспозиции выставки «Трын*Трава. Современный русский стиль». Работы принимаются до 15 июля 2022 года. Подробнее...


Business & Design Dialogue 2022 - главное мероприятие по дизайну, технологиям и менеджменту офисных пространств
22.04.22
26 мая 2022 года на площадке Music Media состоится главное мероприятие по дизайну, технологиям и менеджменту офисных пространств - Форум-выставка Business & Design Dialogue, которое ежегодно объединяет ключевых игроков рынка офисной недвижимости Подробнее...

Архитектура как драйвер развития образования


Современная образовательная среда строится на разнообразии типологий пространств, что невозможно без уникальных архитектурных решений и современной эстетики. Параллельно у традиционного образования появился весомый конкурент — онлайн-платформы, которые постепенно стали неотъемлемой частью факультативного обучения.

Какими должны быть школьные пространства, которые могли бы поддержать эту новую парадигму? Каков он – современный архитектурный облик школ в условиях гибридной реальности? Как обстоят дела с доступностью недвижимости в сфере образования и в чем проблема взаимодействия девелоперов и операторов частных школ – все эти темы поднимались на дискуссиях в рамках Московского международного Салона образования (ММСО 2021), который проходил с 6 по 8 октября в гибридном формате.

Среда оказывает самое непосредственное влияние на развитие и формирование личности — сегодня это научно доказанный факт. Немного об истории вопроса. Образ сегодняшней школы — наследие эпохи индустриализации. Школьные здания продолжают строиться по принципам образовательного процесса, заточенного под стандартизацию форматов обучения и самих получаемых знаний. Или просто школа размещается в устаревшем здании, построенном в совсем в иное время, когда школа решала совсем другие задачи. В постиндустриальную эпоху необходимо воспитывать в ребенке многостороннюю, креативную и проактивную личность.

Нужен принципиально иной подход к формированию образовательных пространств

«Мы поставили перед собой амбициозную задачу: создать такую школу, которая бы мотивировала их к созидательной, творческой деятельности. Школу, которая бы воспринималась вторым домом. В которой было бы одинаково интересно и учиться, и проводить свободное время. Фото которой дети выкладывали бы в instagram с подписью “лучшая школа”, — говорит Сергей Надточий, арт-директор ATRIUM, участник дискуссии «Архитектурные решения для гибридной школы» в рамках ММСО 2021. – Чтобы этого достичь, наше бюро, к примеру, берет за основу теорию множественного интеллекта Говарда Гарднера, который ратовал за то, что каждому из широкого спектра когнитивных навыков должна соответствовать своя сенсорная среда, и интерпретирует ее в различных пространственных сценариях. Каждое школьное пространство, включая двор и экстерьер, не предназначается для какой-то одной функции, как это происходит в традиционной модели, а генерирует сразу несколько видов познавательно-развлекательной деятельности и развивает у учеников сразу несколько «интеллектов».



Школа становится своеобразным трансформером, как вся современная действительность

Актуальный подход к проектированию школ строится на нескольких принципах. Первый — переосмысление функциональной программы, чтобы создать благоприятные условия для развития гармоничной личности. Второй принцип — создание пространств, способных вдохновлять. Это подразумевает разнообразие всех видов связей и коммуникаций — начиная от визуальных ракурсов и маршрутов и заканчивая сценариями общения учеников с природой. Кроме того, для упомянутого бюро ATRIUM важна идея школы как города: использование в дизайне территории элементов городской среды — площадей, бульваров, мостов, переходов — работает как «урбанистический симулятор» и учит детей самостоятельному пребыванию в городе. Третий базовый принцип — проектирование образовательного пространства как социально и общественно значимого, полноценно включенного в жизнь района с утра до вечера.

Интересное решение, о котором рассказывалось на сессии ММСО 2021: школа как конструктор. Помещение зрительного или актового зала занимает большую площадь и зачастую пустует. Если же сделать его доступным и провести через него маршруты движения учащихся или объединить с вестибюлем, то можно будет использовать зал как пространство рекреации или для групповых занятий. Есть и другой подход — создавать экономически выгодные пространства, работающие в неучебное время: переводить школьную столовую в коммьюнити-кафе, спортивный блок — в спортзал для жителей, а библиотеку — в общественный центр района.

Систематизировав все эти подходы, архитекторы ATRIUM разработали пространственный конструктор, из элементов которого составляется понятный прототип будущего образовательного центра. Все элементы распределены по четырем базовым блокам: «искусство», «спорт», «наука» и «общественные пространства». Соотношение этих блоков по площади обычно связано с возрастом ребенка (значение науки и спорта в его развитии растет по мере взросления). Конструктор можно использовать и в том случае, когда школе необходимо создать определенный «уклон».

Еще одна интересная идея, озвученная на сессии ММСО – Школа как центр района. Современная школа может и должна становиться ключевым звеном районной социально-культурной инфраструктуры. Вместо того, чтобы быть огороженным «белым пятном», выключенным из городской ткани, школа может открыть доступ ко всем своим сервисам, начиная от двора со спортивными площадками и выставочными зонами и заканчивая зрительным залом и медицинским центром. Тем более, анализ действующего законодательства показал, что пропускной режим необходим только для доступа в здание школы: для прохода на территорию он необязателен. Подобный подход — классический пример стратегии win-win: повышая качество жизни в районе, он выгоден и девелоперу, и государственному заказчику.



Новые формы требуют и нового содержания

Новые форматы обучения: устойчивое развитие, применение принципов устойчивой архитектуры — совокупности архитектурных и инженерных решений, обеспечивающих высокие показатели среды обитания человека и сохранение экологического баланса – снижение выбросов в атмосферу, выбор экологически безопасных материалов, управление отходами. Единственный способ сделать такую архитектуру нормой, нивелировав сроки и масштаб надвигающейся экологической катастрофы, — это формировать экологическое мышление у детей с младшего возраста. Рабочая модель тут видится в наглядной интеграции устойчивых технологий в здание школы. Дополненная реальность, как новая форма обучения – может помочь совместить преимущества онлайн- и офлайн-обучения. Классная комната и кампус будущего должны будут уметь предоставлять любую информацию в режиме реального времени. Учебные помещения, расположенные в разных географических точках, можно виртуально объединять в одно пространство: это не только оптимизация кадров, огромный потенциал для удаленных регионов и населенных пунктов, но и возможности культурного международного обмена. Другая возможная форма гибридности для школ, которые смогут работать как сервис, — это ее «уберизации» — создания приложения, с помощью которого можно было бы подбирать для себя подходящий сервис: художественную или музыкальную студию, занятия по робототехнике и т.д. Такой проект предложил архитектор, сотрудник компании «Брусника», Абдуллах Ахмедов.

Архитектура гибридной школы – новая интересная тема, пока она остается предметом исследований, и выработка подходящих решений еще только предстоит.

Развитие школы будущего невозможно без решения сегодняшних проблем. Сессия «Доступная недвижимость в образовании: система государственно-частного партнерства» еще раз показала, что механизмов взаимодействия девелоперов, банков, органов исполнительной власти, частного образования все еще нет, а система предоставления помещений для образовательных организаций до сих пор максимально не прозрачна. Еще одна важная и интересная тема – школы в современных ЖК, особенно вип-класса, обсуждалась на панельной дискуссии «Девелоперы и частные школы: PRO ET CONTRA». Без осознания девелоперами того, что школьные пространства – это социальная инфраструктура, и с точки зрения коммерции они должны идти по другим нормативам, без включения принципов социальной ответственности коммерческих структур, перехода к школе будущего не получится.

Галерея

Предыдущая новость Следующая новость
Email
Пароль

  Поиск по сайту

Ближайшие события в области дизайна

27-я Выставка строительных и отделочных материалов MosBuild 2022

АртДом - выставка российской дизайнерской мебели, предметов интерьера и искусства

Дизайн-Конференция 2022 - более 30 выступлений опытных спикеров

Выставка ДИЗАЙН-ТРИАТЛОН 2022. ПЛАКАТ. КНИГА. ВИДЕО - выставка работ студентов Школы дизайна НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург

 Designstory в социальных сетях:




Copyright © 2005-2022 Designstory Design by Designstory